Наталья Самойленко (cicerone2007) wrote in classic_art_ru,
Наталья Самойленко
cicerone2007
classic_art_ru

Category:

Путешествуя вместе с Коро

После нескольких часов в залах живописи Лувра мне хотелось «на волю»: к Сене, в Тюильри, чтобы просто отдохнуть от ярких впечатлений. Но, оказавшись в зале с маленькими работами Жана Батиста Камиля Коро, я словно обрела второе дыхание. Их простота и покой подействовали как глоток свежего воздуха. Какие-то картины были хорошо знакомы по репродукциям, какие-то я видела впервые. Вот давний знакомец – «Мальчик на террасе виллы д’ Эсте». Коро создал этот вид Тиволи во время своего третьего путешествия по Италии.

К.Коро. Сад виллы д'Эсте



Серебристая дымка, кристаллы домов, темные кипарисы, свежая трава и облака цветущих деревьев. В Тиволи я тоже была весной. И гуляя по вилле, все старалась понять, где та терраса, с которой запечатлел окрестности Коро.

К.Коро. Сад виллы д'Эсте

Наивная! Через сто шестьдесят лет окрестности, конечно же, изменились. Но в этом-то и особенность образов Коро, что время в его картинах останавливается. Он видит Италию в ее сущностных проявлениях. Современные «фанаты» Италии продолжают любить холмы, кипарисы и пинии в соседстве со средневековыми башнями, античными руинами и мраморными ренессансными или барочными балюстрадами.

К.Коро. Сад виллы д'Эсте

Вид на Флоренцию из садов Боболи был создан после второй поездки художника в Италию, во второй половине 1830-х годов. Коро воспринимает город как единое целое вместе с холмами и деревьями. Любование Флоренцией во время прогулок по окрестностям – любимое занятие тех, у кого замирает сердце при взгляде на купол Брунеллески. Несколькими десятилетиями позже Коро так же любовался Флоренцией Ипполит Тэн: «Выходишь из города и подымаешься на какую-нибудь возвышенность, чтобы окинуть одним взглядом город и его долину - всю эту чашу, округленную вокруг него: нет ничего более приятного для взора; благосостояние и благополучие заметны здесь повсюду. Тысячи деревенских жилищ усеяли своими белыми точками долину; видно, как они ползут с откоса на откос, вплоть до самых вершин. По всем склонам головы олив кудрявятся, как скромное и полезное стадо овец; местами почва подпирается стенками и образует террасы; догадливая рука человека направила все к своей пользе и вместе с тем - к красоте. Земля, таким образом благоустроенная, принимает архитектурные очертания; сады идут этажами посреди балюстрад, статуй и водоемов».
/И.Тэн. Путешествие по Италии. Т.II. М., 2008, с.70./

К.Коро. Флоренция. Вид из садов Боболи

Венецианская Пьяцетта на луврском этюде Коро похожа на раскаленную пустыню, которую населяет восточный люд:

К.Коро. Венеция. Пьяцетта

На Рим художник смотрит с Палатина, из садов Фарнезе. Эти картины созданы во время первого путешествия в Италию в 1826 году. К счастью, и сегодня, обратив взор к Колизею, видишь ту же картину.

К.Коро. Вид на Колизей из садов Фарнезе

Но вот повернувшись к Капитолию, увидишь не только то, что запечатлел Коро, но и нависающий над Форумом памятник Виктору Эммануилу. Да и такая тишина, такое безлюдье остались в прошлом. Тот Рим, который изобразил Коро, видели Н.Гоголь и А.Иванов. О нем писал И.Тургенев: «Рим – именно такой город, где легче всего быть одному. А захочешь оглянуться – не пустые рассеянья ожидают тебя, а великие следы великой жизни, которые не подавляют тебя чувством твоей ничтожности перед ними, как бы следовало ожидать, а, напротив, поднимают тебя и дают душе настроение несколько печальное, но высокое и бодрое».
/Знаменитые русские о Риме. М., 2001,с.376-377/

К.Коро. Вид на Форум из садов Фарнезе

Иначе сейчас смотрится и Тибр поблизости от Замка Св.Ангела. Коро был современником нашего Сильвестра Щедрина. Но «Новый Рим» русского художника выглядит по сравнению с работой Коро значительно архаичнее. Ларчик открывается просто: у французского мастера нет в римских пейзажах стаффажных фигур, его картина ближе к этюду, а потому и более живая.

К.Коро. Замок Св.Ангела

На выставке рисунков из французских собраний, показанных два года назад в Третьяковке, был набросок Коро с церковью Сан Кайо в Риме. Рисунок сохранил исчезнувший уголок Рима. Через 50 лет пинию срубили и церковь снесли, чтобы построить на этом месте огромное здание военного ведомства.

К.Коро. Рисунок

Совсем иначе выглядит сейчас Шартр. Прекрасным видом на знаменитый готический собор я завершу показ работ Коро из собрания Лувра. Художник смотрит на собор издалека. Глыбы камня на первом плане, холм, поросший нежной травой, молодые тополя, тянущиеся к небу, все это вместе – природный парафраз собора. Готика Коро – плотная, естественная, земная, совершенно иная, нежели в интерпретации его современников немецких романтиков. А красочный слой заставляет вспомнить «вкусное» pate Шардена – «жирные сливки», как говорил когда-то А.Бенуа.

К.Коро. Собор в Шартре

Разглядывая эти маленькие холсты Коро, я все пытаюсь понять – чем же они меня так завораживают. Должно быть, одновременным наличием и отсутствием временной дистанции. Наличием – потому что в Шартре уже нет этого холма, а в Риме нет этой церкви и пинии. Отсутствием – потому что мы и сейчас любим то, что любил Коро, фотографируем с тех же самых точек, и воспринимаем памятники прошлого в естественной связи с реальным природным окружением.
Tags: Коро
Subscribe

  • Н.А. Лаков "Узбекский танец"

    Художник Н.А. Лаков "Узбекский танец" Николай Андреевич Лаков (05.05.1894,Москва - 28.02.1970, Москва), советский художник. Открытое письмо 1950…

  • Художник - оформитель : Ю.Левиновский

    О чем рассказала марка. Марка СССР 1969 год, октябрь. 52-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции Художник: Ю.Левиновский Юрий…

  • Художник И.Я. Дергилёв и открытки

    Дергилёв, Иван Яковлевич , 20 августа 1926, Большая Глушица Самарской губернии - 8 апреля 1997, Москва. Советский художник, график, автор множества…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment