Давид (bolivar_s) wrote in classic_art_ru,
Давид
bolivar_s
classic_art_ru

Categories:

Русская живопись. Часть 2.

Русская живопись - 2.
Russkaia jivopisi 01
Иван Шишкин (1832-1898) - Лес вечером. 1869.




Russkaia jivopisi 02
Иван Шишкин (1832-1898) - Дубки. 1886

Russkaia jivopisi 03
Иван Шишкин (1832-1898) - Лесные дали. 1884

Russkaia jivopisi 04
Иван Шишкин (1832-1898) - Полдень. В окрестностях Москвы. 1869

Russkaia jivopisi 05
Иван Шишкин (1832-1898) - Рожь. 1878

Russkaia jivopisi 06
Иван Шишкин (1832-1898) - Кама близ Елабуги. 1895

Russkaia jivopisi 07
Иван Шишкин (1832-1898) - Болото. Полесье. 1890

Russkaia jivopisi 08
Иван Шишкин (1832-1898) - Ручей в березовом лесу. 1883

Russkaia jivopisi 09
Иван Шишкин (1832-1898) - Первый снег. 1875

Russkaia jivopisi 10
Иван Шишкин (1832-1898) - Пасека в лесу. 1876

Russkaia jivopisi 11
Иван Шишкин (1832-1898) - Дубовая роща. 1887

Russkaia jivopisi 12
Иван Шишкин (1832-1898) - Хвойный лес. Солнечный день. 1895

Russkaia jivopisi 14
Иван Шишкин (1832-1898) - Опушка леса. 1879 

Russkaia jivopisi 17
Иван Шишкин (1832-1898) - Среди долины ровныя… 1883

Russkaia jivopisi 18
Иван Шишкин (1832-1898) - Около дачи. 1894

Russkaia jivopisi 22
Иван Шишкин (1832-1898) - Утро в сосновом лесу. 1889

Russkaia jivopisi 23
Иван Шишкин (1832-1898) - Ручей в лесу.

Russkaia jivopisi 24
Иван Шишкин (1832-1898) - Корабельная роща. 1898

Russkaia jivopisi 25
Иван Шишкин (1832-1898) - За грибами. 1870

Russkaia jivopisi 26
Иван Шишкин (1832-1898) - Пейзаж Полесья. 1884

Russkaia jivopisi 33
Иван Шишкин (1832 - 1898) - Дождь в дубовом лесу. 1891

Russkaia jivopisi 15
Иван Шишкин (1832-1898) - Зима. 1890

Russkaia jivopisi 16
Карл Штейбен (1788-1856) - На Голгофе. 1841. В одной из своих статей главный популяризатор русского искусства XIX века В.В. Стасов среди прочих, некогда известных, но к последней трети XIX века изрядно подзабытых художников, относил и Карла Штейбена, который в детстве со своим отцом, вюртембергским офицером, переехал в Россию. В Петербурге юный Карл посещал Академию художеств, где получил солидные основы живописного мастерства. Одно время он являлся пажом при императорском дворе, и потому при помощи высоких покровителей ему удалось отправиться в Париж, постепенно становившийся центром европейской живописи. Во Франции К. Штейбен работал в мастерских Давида, Лефевра и Жерара. 
Во Франции и России он стал широко известен после того, как на парижском Салоне (1812) выставил свое полотно «Петр Великий в бурю на Ладожском озере». Впоследствии, много работая, К. Штейбен писал картины на сюжеты из античной, средневековой и русской истории. Его полотна отличались романтическим драматизмом изображаемого, были хорошо скомпонованы и нарисованы, отличались эффектным наложением красок. За высокое мастерство и большой вклад в развивающуюся дружбу Франции и России художник был удостоен французским правительством звания барона. В 1843 году Карл Штейбен получил в Петербурге заказ на выполнение ряда образов для Исаакиевского собора, над которыми он работал до 1854 года. И это было признанием большого мастерства художника. 

Russkaia jivopisi 19
Шаньков Михаил (1962) - Остановка. 1994

Russkaia jivopisi 21
Шаньков Михаил (1962) - Засадный полк. 1991

Russkaia jivopisi 27
Иван Фирсов (1730 - 1784) - Юный живописец. 1765.  Не все имена русских живописцев, особенно начала становления отечественного изобразительного искусства, дошли до нашего времени. Ивану Ивановичу Фирсову, художнику середины XVIII века, в какой-то мере повезло. Его авторство единственной дошедшей до нас картины было окончательно подтверждено лишь в начале ХХ века. 
Способность к рисованию у И. Фирсова была наследственной — его дед и отец живописали, работали резчиками по дереву и были золотых дел мастерами. Имеющий навыки в художественном ремесле Иван Фирсов-младший был отправлен из Москвы в Петербург для выполнения работ по украшению города и императорских дворцов. Его талант был отмечен, и по личному указанию Екатерины II он в 1765 году отбывает в Париж, где совершенствует свое мастерство в Королевской академии живописи и скульптуры. Видимо, наиболее созвучным художником для И. Фирсова оказался Шарден — ведущий мастер жанровых сцен во Франции XVIII века. Выполненная в шарденовском стиле картина И. Фирсова ни в коем случае не умаляет мастерство художника. В ней чрезвычайно все уравновешено и все, даже предметы, что называется, при деле. 
Полотно И. Фирсова, подобно той единственной ласточке, которая весны не делает, не положило начало бытовой живописи в России — время еще не пришло. По возвращении в 1768 году в Россию работал декоратором по оформлению оперных спектаклей. Сведения об этом времени крайне скудны, о последних годах жизни И.И. Фирсова отсутствуют вовсе. Но картина-то его замечательна. 
Russkaia jivopisi 28
Степан Щукин (1762 - 1828) - Портрет Александра I. Начало 1800-х. Малюткой отданный в московский Воспитательный дом (существовали даже в XVIII веке такие учреждения прежде всего для солдатских детей), будущий портретист Степан Степанович Щукин через некоторое время обнаружил склонность к рисованию. Успехи воспитанника заметили, и он был переведен в петербургскую Академию художеств (как мало мы знаем о жизни в Российской империи — существовала, оказывается, эффективно действующая система по воспитанию талантливых детей из нижних слоев общества). В Академии молодой Степан Щукин под руководством самого Д.Г. Левицкого постигает портретную живопись (1776—1782). 
После окончания высшего художественного заведения с большой золотой медалью художник едет шлифовать свое мастерство в Париж в качестве пенсионера Академии. По возвращении в Петербург (1786) С. Щукин уже в 1788 году становится руководителем портретного класса Академии, хотя только в 1797 году за «Портрет Павла I» удостаивается звания академика. Видимо, знакомство с венценосной особой способствовало тому, что в 1802 году художника избирают в Совет Академии художеств. Впрочем, успехи С.С. Щукина на преподавательском поприще внушительны, а потому его избрание выглядит вполне заслуженным и без ссылок на указанное знакомство. 
Не прекращает живописец и практической деятельности. Помимо портретов он занимается миниатюрой (одно время возглавляет в Академии класс миниатюрной живописи) и принимает участие в написании образов для Казанского собора в Петербурге. Его деятельность «пользы отечества для» заметна и в последующие годы. Его ученики (а среди них такие, как А. Варнек, В. Тропинин, Ф. Солнцев) несли в себе нечто полученное от своего учителя С.С. Щукина. 
Russkaia jivopisi 29
Степан Щукин (1762 - 1828) - Портрет императора Павла I.

Russkaia jivopisi 30
Степан Щукин (1762 - 1828) - Портрет Павла I.

Russkaia jivopisi 47
Степан Щукин (1762 - 1828) - Портрет архитектора Адриана Дмитриевича Захаров

Russkaia jivopisi 34
Екатерина Чихачова (1788-1812) - Детская. Женщина-живописец в первой половине XIX века, конечно, была редчайшим исключением в среде отечественных художников (впрочем, вряд ли можно утверждать иное в отношении западноевропейского искусства). Одиночные примеры успешной деятельности женщин-художниц вызывали естественное желание у немногих представительниц прекрасного пола, склонных к изобразительству, следовать их примеру. Для российских женщин из зажиточных семей толчком к желанию овладеть мастерством живописца могло послужить пребывание в России в 1795—1801 годах известной французской художницы Э.Л. Виже-Лебрен, ее успех в высшем обществе. Со временем при Петербургской рисовальной школе было создано женское отделение для вольноприходящих учениц, хотя многие могли брать уроки и в частных студиях.
Как приобщалась к живописи Екатерина Васильевна Чихачова, неизвестно. Известно другое: она являлась дочерью А.Л. Черкасова, который в 1840—1850-х годах был губернатором Пскова. Видимо, у художницы были и другие картины, подобные воспроизводимой здесь «Детской», ибо за семейные портреты в комнатах «художницу-помещицу Чихачову» называли среди последователей А.Г. Венецианова.
Интересно, что младшая сестра В.А. Чихачовой Ариадна вышла замуж за служившего при их отце чиновника особых поручений А.А. Блока. Их внуком был известный русский поэт Александр Блок. 
Russkaia jivopisi 35
Евграф Чемесов (1737-1765) - Автопортрет. 1765. Талантливый гравер, достигший в своем творчестве уровня лучших образцов европейских мастеров этого вида изобразительного искусства, Евграф Петрович Чемесов родился в небогатой семье и в шестнадцать лет по традициям того времени был определен на военную службу. 
С рисунками молодого поручика лейб-гвардейского Семеновского полка случайно познакомился попечитель Московского университета (основан в 1755), основатель и первый президент Академии художеств (основана в 1757), близкий к императрице Елизавете Петровне государственный деятель граф И.И. Шувалов. Он убедил Е. Чемесова оставить армию и поступить в Академию. В освоении мастерства Е. Чемесов добивается столь быстрых и больших успехов, что его учитель известный немецкий гравер Г.Ф. Шмидт выскажется в духе: «Этот мальчик, подлинный гений в гравюре, делает мне честь» (помните «Победителю ученику от побежденного учителя» — В. Жуковский юному А. Пушкину). 
К сожалению, жизнь большого таланта окончилась до обидного рано. Он заболел чахоткой. Все усилия И.И. Шувалова спасти художника окончились безрезультатно. 
Представленный «Автопортрет» Евграфа Чемезова — едва ли не единственная его работа маслом. Печать высокой одухотворенности и большого драматизма несет в себе несомненный шедевр находившегося в начале творческого пути отечественного художника. 
Russkaia jivopisi 36
Вигилиус Эриксен (в России 1757-1772) - Портрет Екатерины II перед зеркалом.

Russkaia jivopisi 37
Семен Щедрин (1745-1804) - Вид на Каменноостровский дворец и плашкоутный мост через Большую. Невку со стороны Строгановской набережной Имя Семена Федоровича Щедрина напрочь связано с «детскими» годами русской пейзажной живописи. Именно он был едва ли не первым живописцем, который, усвоив основные положения этого жанра изобразительного искусства эпохи классицизма, перенес их на свои полотна с видами красивейших пригородов Петербурга. Нет в его полотнах ни той мощи, ни лиричности, которые выдвинули русскую пейзажную живопись второй половины XIX века на передовое место мирового искусства. 
Да этого от С.Ф. Щедрина и не требовалось. Важно, что, достойно проучившись в Академии художеств (1759—1767) и пройдя стажировку во Франции и Италии, своему отечеству явился не только создатель красивых, ладно скроенных, чрезвычайно популярных русских пейзажей, но и замечательный учитель пейзажного класса Академии художеств, передавший не одному поколению учеников свою любовь к ландшафтной живописи. Сын солдата лейб-гвардии Преображенского полка благодаря своим таланту и усердию был в 1779 году удостоен звания академика, в 1785 — адъюнкт-ректора Академии художеств 
Russkaia jivopisi 38
Семен Щедрин (1745-1804) - Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова. 1796

Russkaia jivopisi 39
Вигилиус Эриксен (в России 1757-1772) - Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. 1772

Russkaia jivopisi 40
Иван Эггинк (1787-1867) - Портрет баснописца И.А. Крылова. 1834. В соответствии с уставом Академии художеств, действовавшим в начале XIX века, в пенсионерскую поездку за границу имел право выпускник Академии, получивший за выполнение академической программы большую золотую медаль и звание классного художника первой степени. Родившийся в осевшей в Петербурге немецкой семье и получивший впоследствии русские фамилию, имя и отчество, Иван Егорович Эггинк не получал большой золотой медали, да и академистом не был. Он лишь в течение короткого времени (1813—1814) посещал рисовальные классы Академии. Однако талант к портретной живописи имел большой, и, что еще более важно, успехи молодого Эггинка заметили при императорском дворе, поэтому в 1822 году с высочайшего соизволения он был отправлен пенсионером его величества за границу. По возвращении за ряд работ И. Эггинк был признан «назначенным» в академики. До почетного звания академика оставался один шаг. Его живописец-портретист сделал в 1833 году, когда Академия художеств присвоила ему звание неклассного художника. Все формальности были соблюдены — в 1834 году И.Е. Эггинка за «Портрет баснописца И.А. Крылова» произвели в академики. Все справедливо — таланта и мастерства для этого звания у И.Е. Эггинка хватало. 
Russkaia jivopisi 46
Иван Эггинк (1787-1867) - Портрет П.А. Зубова. XIX век

Russkaia jivopisi 41
Иван Эггинк (1787-1867) - Великий князь Владимир избирает религию. 1822

Russkaia jivopisi 42
Андрей Шильдер (1861 - 1919) - Ручей в лесу. 1906

Russkaia jivopisi 31
Андрей Шильдер (1861 - 1919) - Овраг. 1915

Russkaia jivopisi 31a
Андрей Шильдер (1861-1919) - Дача в Финляндии.

Russkaia jivopisi 32
Андрей Шильдер (1861 - 1919) - Пчельник. 1894

Russkaia jivopisi 54
Андрей Шильдер (1861-1919) - Березовый лес. 1908

Russkaia jivopisi 43
Сильвестр Щедрин (1791-1830) - Большая гавань на острове Капри. 1828. Популярность русского художника в Риме и, особенно, в Неаполе была столь велика, что он делал по иным своим картинам до десятка авторских копий — даже избалованные итальянцы хотели стать обладателями его холстов. Да и были на то причины, ибо Сильвестр Феодосиевич Щедрин достиг высот пейзажной живописи того времени. Этому в большой степени способствовала и внешняя манера письма художника: в отличие от большинства современных ему мастеров он много писал на натуре. 
Родился Сильвестр Щедрин в семье известного скульптора екатерининских времен. Его дядя — Семен Щедрин — был известный живописец-пейзажист и преподаватель ландшафтного класса Академии художеств. Юный Сильвестр Щедрин прекрасно прошел курс Академии художеств (1800—1811), которую окончил с большой золотой медалью и правом пенсионерской поездки в Италию. Правда, выехать в этот солнечный край он смог лишь в 1818 году. До отъезда молодой художник пишет виды Петербурга и его окрестностей, принесшие ему известность. Настоящая же слава пришла к нему все же в Италии. Его пенсионерство кончилось в 1823 году, но на родину Сильвестр Щедрин так и не выехал. Причин тому несколько, и, возможно, главная из них — тяжелая болезнь, которая требовала возрастающего лечения и пребывания в теплых краях. Умер живописец в неполные сорок лет, оставив после себя замечательные полотна. Лишь меньшая часть его художественного наследия была переправлена в Россию, где его произведения радуют многочисленных почитателей замечательного русского пейзажиста. 
Russkaia jivopisi 50
Сильвестр Щедрин (1791-1830) - Лунная ночь в Неаполе. 1828

Russkaia jivopisi 44
Карл Людвиг Христинек (1732 - 1792) - Портрет С.И. Мордвинова. 1771. Большой популярностью в светских кругах Петербурга пользовался во второй половине XVIII века российский портретист немецкого происхождения Карл Людвиг Христинек. Юному Карлу, рано потерявшему переехавшего в Россию отца, оказало содействие в развитии его наклонностей к изобразительству, как сказали бы в наше время, немецкое землячество. Его наставником был художник Л.К. Пфанцельт, по приглашению работавший реставратором и смотрителем картин Эрмитажа. 
Заговорили о Христинеке в начале 1760-х годов, когда он проявил себя при создании мозаики Полтавская баталия, которую изготовляли в мастерской самого М.В. Ломоносова. К этому же времени относятся и первые портретные работы мастера. Написанные в соответствии с существующими канонами (слегка преувеличенное благообразие, гладкая живопись, уравновешенность исполнения, подчеркивание выигрышных элементов одежды) портреты быстро завоевали известность петербургской знати. 
Однако при всех достоинствах живописи К. Христинека, его работы не были вершинами русского портрета того времени, зримо и незримо уступая в живости, душевности, образности шедеврам И. Аргунова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, С. Щукина. 
Russkaia jivopisi 45
Карл Людвиг Христинек (1732 - 1792) - Девочки. 1772

Russkaia jivopisi 48
Карл Людвиг Христинек (1732 - 1792) - Портрет князя Г.Г. Орлова. 1768

Russkaia jivopisi 49
Карл Людвиг Христинек (1732 - 1792) - Женский портрет

Russkaia jivopisi 51
Михаил Шибанов (вторая половина XVIII века) - Празднество свадебного договора. 1777. Сведения о жизни и творчестве Михаила Шибанова чрезвычайно скудны. Неизвестны ни его происхождение, ни год рождения, ни образование. Известно, что работал художник по частным заказам в Петербурге и Москве. Видимо, его приметил и забрал с собой в новые российские земли всесильный граф Потемкин, ибо были обнаружены документы, в которых Михаил Шибанов прозывается «живописцем его светлости». Доподлинно известно, что художник выполнял образа и писал иконостасы для церквей южных городов России. Известны и три картины М. Шибанова второй половины XVIII века. 
Прежде всего речь идет о двух полотнах художника, на которых он изобразил две сцены из жизни крестьян: Крестьянский обед (1774) и Празднество свадебного договора (1777). Картины не только несут явные художественные достоинства, но и уникальны для своего времени по тематике изображаемого — в XVIII веке в отечественном изобразительном искусстве крестьян просто не писали. 
Наконец, третье полотно Портрет Екатерины II в дорожном костюме (1787) замечательно тем, что изображает стареющую императрицу во время ее путешествия в Таврический край. По преданию царствующая особа была написана в Киеве. Портрет М. Шибанова стал столь популярен, что один из его вариантов, написанный художником, был отправлен в Лондон в качестве подарка английской королевской семье (и хранится в ее коллекции по настоящее время). 
Последнее свидетельство о жизни М. Шибанова относится к 1789 году: художник обращается в канцелярию Екатерины II с просьбой о назначении ему жалования. Об ответе или действиях императорской администрации история молчит — быть может, и назначили. 
Russkaia jivopisi 55
Михаил Шибанов (вторая половина XVIII века) - Крестьянский обед. 1774

Russkaia jivopisi 56
Михаил Шибанов (вторая половина XVIII века) - Портрет графа А.М. Дмитриева-Мамонова. 1787

Russkaia jivopisi 57
Михаил Шибанов (вторая половина XVIII века) - Портрет Екатерины II в дорожном костюме. 1787

Russkaia jivopisi 53
Василий Шебуев (1777 - 1855) - Видение пророка Иезекииля. 1836. Красивый, романтично настроенный молодой человек смотрит на нас с картины «Гадание». Таким увидел себя Василий Кузьмич Шебуев, славные жизнь и творчество которого оставили заметный след в русской живописи. Поступив в пятилетнем возрасте в Воспитательное училище при Академии художеств (1782), он в 1797 году оканчивает саму Академию с малой золотой медалью, чином классного художника, помощником преподавателя натурального класса и пенсионером. 
В.К. Шебуев пишет картины на мифологические, религиозные и исторические сюжеты, участвует в монументальных росписях церквей и соборов и писании образов для них. Его преподавательская деятельность (а среди его учеников будущие светила русской живописи — П.В. Басин, Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов, А.А. Иванов) приносит ему прижизненную славу и официальное признание. В 1812 году ему присваивают звание профессора, с 1832 он придворный живописец, в этом же году его назначают ректором живописи и скульптуры Академии художеств, в 1842 году он становится заслуженным ректором. Его творчество современники ставили выше творчества авторитетного в Европе Пуссена. К написанию же портретов и автопортретов В.К. Шебуев возвращался неоднократно. Они также свидетели большого мастерства нашего соотечественника. 
Russkaia jivopisi 20
Василий Шебуев (1777-1855) - Гадание. Автопортрет. 1805

Russkaia jivopisi 52
Василий Шебуев (1777 - 1855) - Симеон Богоприимец. 1847
Источник     http://www.liveinternet.ru/users/3485865/post231160150/

Tags: тематическое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment