AUM (nucisarbor) wrote in classic_art_ru,
AUM
nucisarbor
classic_art_ru

Category:

Харменс ван Рейн Рембрадт. Портрет пожилого человека, 1667



Лучшие портреты написаны Рембрандтом, когда он перестал заботиться об имидже заказчика. В "Портрете синдиков", "Анатомии доктора Тюльпа" безупречна живописная канва: скатерть, страницы книги, лепка лиц. Но как портреты его самые успешные "бизнес-проекты" не имеют особой ценности.



На лицах - нарочитая торжественная доброжелательность, между персонажами нет диалога и сразу бросается в глаза, что писали их по отдельности, а потом поместили рядом.

Ранний Рембрандт допускает свое видение людей только в автопортреты и библейские образы. Заказы сковывают его портретный дар.
Зрелый Рембрандт пренебрегает условностями. Это прекрасно видно на примере "Портрета пожилого человека" из музея Маурицхейс в Гааге. В глазах нет бликов. Лицо - поле битвы добродетелей и пороков, в нем проступает характер человека, не привыкшего и не умеющего себя стеснять.
Человек у Рембрандта - не существо, а явление. Он - летопись противоречий. Сегодня - жестокий хозяин, завтра - бесшабашный выпивоха и весельчак, послезавтра - старый кающийся грешник. И эти сегодня, завтра, послезавтра и сотни других дней переливаются в одном лице.
Библейский взгляд на ландшафт человека, на меняющуюся карту его мира - как много говорится без единого слова!
Вот так и получается, что человек Рембрандта - это слишком много. Ореол несовместимых противоречий не отсечен ради "существенного". А нам остается вглядываться, вдыхать, сочувствовать, радоваться и сокрушаться над тем, какие мы несовершенные, слабые, добрые, дурацкие - какие мы живые!




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments