Женя (jenya444) wrote in classic_art_ru,
Женя
jenya444
classic_art_ru

Categories:

Жюль Паскин - пост первый

 
Мне вообще очень нравятся разные художники так называемой "Парижской школы". Думаю, у Модильяни, Пикассо, Сутина, Паскина и т.д. не так много общего - не больше, чем у Багрицкого, Бабеля, Олеши, и т.д. входящих в "Одесскую литературную школу" :) Но все они приехали в Париж в начале века (кто чуть раньше, кто несколько позже), и каждый рисовал в своем неподражаемом стиле. А сейчас мне хочется вспомнить удивительного и незаслуженно забытого художника Жюля Паскина (Jules Pascin). Он родился в Болгарии в 1885м, в 20 лет приехал в Париж. Работал в студии на Монмартре, после начала первой мировой уехал в Америку, много путешествовал, в 20м году вернулся в Париж. 78 лет назад, второго июня 1930го года он покончил с собой, 7го июня были похороны, и в день похорон закрылись все парижские галереи. Такая вот скупая информация, которую я постараюсь немного оживить замечательными картинами и отрывками из литературных воспоминаний.

Для того, чтобы немножко почувствовать атмосферу, - Хемингуэй, "Праздник, который всегда с тобой", из главы "В кафе "Купол" с Пасхиным":

...перешел на другую сторону бульвара, где было кафе "Купол". В "Куполе" тоже было полно, но  там  сидели люди, которые хорошо поработали. Там  сидели  натурщицы, которые хорошо поработали, и художники, которые работали до наступления темноты, и писатели, которые закончили дневной  труд себе  на  горе  или  на  радость, и пьяницы, и всякие любопытные личности -- некоторых я знал, а другие были просто так, реквизитом.
     Я  прошел через зал и подсел к Пасхину,  с которым  были  две сестры натурщицы. Пасхин помахал мне, когда я еще стоял на тротуаре улицы Деламбра,  размышляя,  зайти  выпить  или  нет.  Пасхин был очень  хороший художник,  и  он  был  пьян - целеустремленно и привычно пьян, но при этом сохранял полную ясность мысли. Обе натурщицы  были  молодые  и  хорошенькие. Одна - смуглая брюнетка, маленькая, прекрасно сложенная, обманчиво-хрупкая и порочная. Другая - ребячливая и глупая, но очень красивая  недолговечной детской  красотой.  Ее  фигура  уступала  фигуре сестры - она была какая-то очень худая, как, впрочем, и все той весной.


 
-- Добрая сестра и злая сестра,-- сказал Пасхин.-- У меня есть  деньги. Что будешь пить?
     -- Une demi-blonde (3) -- сказал я официанту.
     -- Выпей виски. У меня есть деньги.
     -- Я люблю пиво.
     -- Если бы ты действительно любил пиво, ты бы сидел у Липпа. Ты, наверно, работал.
     -- Да.
     -- Двигается?
     -- Как будто.
     -- Прекрасно. Я рад. И тебе пока еще ничего не надоело?
     -- Нет.
     -- Сколько тебе лет?
     -- Двадцать пять.
     -- Хочешь переспать с ней?-- Он  посмотрел  на  темноволосую  сестру  и улыбнулся.-- Ей это будет полезно.
     -- Наверно, с нее на сегодня хватит и вас.
     Она улыбнулась мне, приоткрыв губы.
     -- Он распутник,-- сказала она, - но очень милый.
     -- Ты можешь пойти с ней в студию.
     -- Нельзя ли без свинства?-- сказала светловолосая сестра.
     -- А тебя кто спрашивает?-- отрезал Пасхин.
     -- Никто. Захотела и сказала.
     -- Будем   чувствовать  себя  свободно, - сказал  Пасхин.--  Серьезный молодой писатель, и доброжелательный мудрый старый художник, и две молодые красивые девушки, у которых впереди вся жизнь.
     Так мы и сидели, и девушки прихлебывали из своих рюмок, Пасхин выпил еще один коньяк с содовой, а  я  пил  пиво,  но никто не чувствовал себя свободно,  кроме  Пасхина.  Брюнетка  то  и дело меняла позу, выставляя себя напоказ, поворачивалась в профиль так, чтобы свет подчеркивал линии ее лица, и показывала мне обтянутую черным свитером грудь. Ее  коротко  подстриженные волосы были черные и гладкие, как у восточных женщин.
     -- Ты целый день позировала,-- сказал ей Пасхин.-- Тебе непременно надо демонстрировать этот свитер здесь, в кафе?
     -- Мне так нравится,-- сказала она.
     -- Ты похожа на яванскую куклу,-- сказал он.
     -- Не глазами,-- сказала она.-- Это не так просто.
     -- Ты похожа на бедную, совращенную poupee (4).
     -- Может  быть,--  сказала  она.--  Но  зато  живую.  А о тебе этого не скажешь.
     -- Ну, это мы еще увидим.
     -- Прекрасно,-- сказала она.-- Я люблю доказательства.
     -- Тебе их было недостаточно сегодня?
     -- Ах,  это, - сказала  она и подставила лицо последним отблескам вечернего  света. - Тебя  просто  взбудоражила  работа.  Он  влюблен в свои холсты,-- сказала она мне.-- Вечно какая-нибудь грязь.
     -- Ты хочешь, чтобы я писал тебя, платил тебе, спал с  тобой,  чтобы  у меня  была ясная голова и чтобы я еще был влюблен в тебя,-- сказал Пасхин.-- Ах ты, бедная куколка.
     -- Я вам нравлюсь, мосье, не правда ли?-- спросила она.
     -- Очень.
     -- Но вы слишком большой,-- сказала она огорченно.
     -- В постели все одного роста.
     -- Неправда,-- сказала ее сестра.-- И мне надоел этот разговор.
     -- Послушай,-- сказал Пасхин.-- Если  ты  считаешь,  что  я  влюблен  в холсты, завтра я нарисую тебя акварелью.
     -- Когда мы будем ужинать?-- спросила ее сестра.-- И где?
     -- Вы с нами поужинаете?-- спросила брюнетка.
     -- Нет.  Я иду ужинать со своей legitime (5).-- Тогда жен называли так. А теперь говорят: моя reguliere (6).
     -- Вы обязательно должны идти?
     -- И должен и хочу.
     -- Ну, тогда иди,-- сказал Пасхин.-- Да смотри не влюбись в машинку.
     -- В таком случае я стану писать карандашом.
     -- Завтра акварель,-- объявил он.-- Ну ладно, дети  мои,  я  выпью  еще рюмочку, и пойдем ужинать, куда вы захотите.
     -- К "Викингу",-- сказала брюнетка.
     -- Именно,-- поддержала ее сестра.
     -- Ладно, - согласился  Пасхин. - Спокойной ночи, jeune homme (7). Приятных снов.
     -- И вам того же.
     --  Они не дают мне спать,-- сказал он.-- Я никогда не сплю.
     -- Усните сегодня.
     -- После "Викинга"?-- Он ухмыльнулся, сдвинув шляпу на затылок. Он  был больше  похож  на  гуляку  с Бродвея девяностых годов, чем на замечательного художника. И позже, когда он повесился, я любил вспоминать его таким,  каким он был в тот вечер в "Куполе". Говорят, что во всех нас заложены ростки того, что мы когда-нибудь сделаем в жизни, но мне  всегда  казалось,  что  у тех,  кто  умеет  шутить,  ростки  эти  прикрыты лучшей почвой и более щедро удобрены.

     (3) Полкружки светлого (франц.).
     (4) Кукла (франц.).
     (5) Законная (франц.).
     (6) Постоянная (франц.),
     (7) Молодой человек (франц.).










 
 
Tags: Парижская школа, Паскин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments