
Общий сюжет этой картины навеян работой Гойи "Махи на балконе". Без всякого сомнения Мане видел эту картину Гойи; впервые - возможно во время поездки в Мадрид в августе 65го года; кроме того, у него дома была книжка про жизнь Гойи, вышедшая во Франции в 67м году.

В отличие от Гойи, Мане поместил на балкон своих друзей: Берту Моризо (сидит), скрипачку и художника (стоят). Один современный художник подчеркнул связь этих двух работ в остроумной картине "Испанские гости".

Но картина Мане, конечно, совершенно другая. Прежде всего, поражает полное отсутствие какого-то взаимодействия между персонажами, каждый сам по себе, каждый думает о чём-то своём, все смотрят в разные стороны. Кроме того, все персонажи погружены в себя, есть ощущение, что даже сидящая девушка смотрит не на улицу, а "поверх голов". Некоторые считают, что всё это вместе создает ощущение натюрморта, некой композиции с тремя вписанными пришедшими издалека и не связанными между собой не вполне живыми фигурами. Можно отметить также черезчур толстую зелёную решетку, отгораживающую эти фигуры от реальной жизни; вместе с зелеными дверьми это создает некий клаустрофобический эффект.

Критики говорят, что Берта Моризо привлекает нас своей красотой и элегантностью, это такая романтическая фигура широко раскрытыми карими глазами и красным веером, мечтательно смотрит вдаль. Сама же Моризо писала сестре так: "
Я, право, нахожу его очаровательным человеком, и он мне бесконечно нравится. Его живопись производит, как всегда, впечатление, подобное диким или даже недозревшим плодам, но всё же она меня привлекает. В "Балконе" я получилась скоре странной нежели уродливой, и среди любопытных уже распространился эпитет "роковой женщины"". Заканчивая серию балконов на оптимистической ноте, хочу показать ещё вот такого Магритта; картина называется "Мане, "На балконе"". Как поёт Щербаков,
А те, с кем я бы всласть потолковал,
кого бы выслушал всерьёз, -
те, зная истину, хранят молчание
в своих бестрепетных
гробах.

P.S. Я продублировал этот пост у себя, прошу прощения у тех, кто дважды наткнулся на один и тот же балкон.