Давид (bolivar_s) wrote in classic_art_ru,
Давид
bolivar_s
classic_art_ru

Categories:

Художник Гвидо Рени.

http://www.wga.hu/art/r/reni/1/francis.jpg
Гвидо Рени «Святой Франциск и ангел». Франциск Ассизский (лат. Franciscus Assisiensis) (1181 или 1182-1226), итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений «Похвала добродетели», «Похвала Богу» и других трудов. С 1207 года подчинил свою жизнь служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Вскоре у него появились последователи в Италии и почти во всех европейских странах, которые организовались во францисканские братства. Был канонизирован католической церковью в 1228 году, тогда же был написан первый портрет (автор неизвестен) Франциска Ассизского, хранящийся в итальянском монастыре Сакро Спеко в Субиако. Новеллы, стихи и легенды о святом Франциске собраны в анонимном сборнике позднего средневековья «Цветочки святого Франциска Ассизского».

http://files.smallbay.ru/images8/reni_02.jpg
Гвидо Рени «Смерть Екатерины Александрийской».  Екатерина (греч. Άεί καθαρίνα — всегда чистая) — христианская великомученица, святая, родом из Александрии. Мученическую смерть Екатерины Александрийской относят к временам императора Максимина, который своими указами жестоко расправлялся с христианами. Максимин (Maximinus) (172-238), римский император с 235 года. Сын крестьянина, дослужившийся до высоких чинов в армии; провозглашен императором солдатами. Орден святой великомученицы Екатерины или орден Освобождения — дамский орден, учрежденный Петром Великим 24 ноября 1714 года, в день тезоименитства царицы Екатерины Алексеевны, в память Прутского похода (1711) против турок. Знак ордена — белый крест в руке святой великомученицы Екатерины, в пурпуровом поле, а в центре другой меньший крест, украшенный лучами. Между спицами креста буквы: D.S.F.R. (Domine salvum fac Regem — Господи, спаси царя). Орден имеет две степени — большого креста и меньшого или кавалерственного. Большой крест, кроме особ царской крови, жалуется только 12 русским дамам, а дам кавалерственного креста (по статуту) — 94. Первой дамой ордена не царской крови была жена князя Меншикова. В восемнадцатом столетии и начале девятнадцатого века, за редкими исключениями, орден жаловался исключительно принцессам. По статуту 1797 года, орден жалуется государем, все великие княжны получают знаки ордена святой великомученицы Екатерины при крещении, а княжны крови императорской — по достижении совершеннолетия. Лента ордена — красная, с серебряною каймой — носится через правое плечо. Девиз ордена: за любовь и отечество. Орденмейстером считается императрица (пожизненно), диаконисой — супруга наследника. Праздник ордена — 24 ноября, в день святой великомученицы Екатерины.

Гвидо Рени «Аталанта и Гиппоменей».  Эта картина итальянского художника относится к раннему периоду творчества Гвидо Рени, второй вариант картины был создан в 1622-1625 годах, хранится в национальном музее Каподимонте в Неаполе. Аталанта — виотянка, дочь Схенея, славилась красотою и быстротою бега. Каждому из искателей своей руки она предлагала состязаться в беге, причем он, безоружный, должен был бежать впереди, она же с копьем следовала за ним; если она его не настигала, то признавала своим женихом, в противном случае его ожидала неминуемая смерть. Много юношей пало от ее руки, пока Гиппоменей, сын Мегара или Арея, перехитрил Аталанту с помощью Афродиты. Богиня дала ему золотые яблоки, которые Гиппоменей во время бега ронял поодиночке. Поднимая их, Аталанта отстала, и Гиппоменей первым достиг цели. Но он забыл поблагодарить Афродиту; желая отомстить Гиппоменею, богиня возбудила в нем такую сильную страсть, что Гиппоменей обнял свою невесту в святилище Зевса или Цибелы. Разгневанная Цибела превратила их во львов. Вообще мифы об Аталанте часто смешиваются и находятся в связи с представлениями об Артемиде.
http://img214.imageshack.us/img214/8418/0guidorenilamatanzadelo.jpg
Гвидо Рени «Избиение младенцев».  Вифлеемское избиение младенцев — событие, находящееся в связи с рождением Иисуса Христа в Вифлееме. Это — один из актов кровожадного деспотизма Ирода Великого, который, незаконно занимая иудейский престол, трепетал от одной мысли, что захваченный им престол может перейти от него к истинному царю иудейскому. Его не могла не поразить весть, что с далекого Востока прибыли в Иерусалим какие-то знатные путешественники — волхвы — и спрашивали, где родился царь иудейский, которому они хотят поклониться и принесть дары. Ирод немедленно созвал совет из первосвященников и книжников, чтобы узнать место рождения опасного соперника. Ему было указано древнее пророчество, что местом рождения Мессии должен быть Вифлеем. Чтобы еще более увериться в местопребывании Мессии, Ирод призвал к себе волхвов, направил их в Вифлеем с просьбой, чтобы они, найдя там Мессию, сообщили ему в точности, где он находится: "чтобы и мне пойти поклониться Ему" — добавил царь. Волхвы, по высшему откровению узнав о замысле Ирода, не возвратились к нему с желанною вестью. Зная только одно — что будущий царь иудейский еще грудной младенец (так как на Востоке матери обыкновенно кормят своих детей грудью в течение двух лет), Ирод издал повеление избить в Вифлееме всех младенцев мужеского пола "от двух лет и ниже" (Матфей, II, 16). О том, как производилось это избиение, ничего не известно. По преданию, детей было избито 14000; память их чтится православной церковью 29 декабря. Это избиение вполне в духе Ирода, который не останавливался даже перед убийством своих собственных сыновей и совершал всевозможные злодейства. Несколько странным кажется, что Иосиф Флавий, подробно описывая царствование Ирода, ничего не говорит об избиении младенцев в Вифлееме; но этот историк не был свободен от лести, заставлявшей его иногда ослаблять или замалчивать наиболее мрачные акты из жизни Ирода. Намек на Вифлеемское избиение младенцев некоторые исследователи находят у Макробия, по словам которого "император Август, будучи извещен о том, что среди мальчиков от двух лет и ниже, избитых по приказанию Ирода в Сирии, был убит также и его собственный сын, сказал: "лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном". Свидетельство это довольно позднее (Макробий жил около 400 г. по Р. Хр.), но как смутное воспоминание об историческом факте оно не лишено некоторого значения. Избиение младенцев в Вифлееме нередко было предметом иконописных и художественных изображений, первые следы которых встречаются на мозаиках и миниатюрах не ранее V века (мозаичное изображение в церкви Марии Великой в Риме, миниатюра в сирийском евангелии Раввулы и другие образцы искусства).
http://www.artinthepicture.com/artists/Guido_Reni/samson.jpeg
Гвидо Рени «Самсон-Победитель». Заказчиком этой религиозной композиции на сюжеты ветхого Завета был граф Дзамбеккари из Болоньи. Самсон, знаменитый библейский герой-судия, прославился своими подвигами и битвами в борьбе с филистимлянами. Происходил из Данова колена, одного из родов израильского народа, подвергавшегося наиболее жестокому порабощению со стороны филистимлян. Самсон вырос во времена рабского унижения своего народа и с юных лет решил мстить поработителям, чего и достиг в дальнейшем, совершив множество побед над филистимлянами. История жизни Самсона изложена в ХIII—XVI главах Книги Судей. Специальные исследования исторических апокрифов о Самсоне изложены в работах Веселовского и Жданова ("К литературным историям русских былин"), а также Сумцова ("Очерки южно-русских апокрифов").
http://img138.imageshack.us/img138/4870/fortuneheldbackbylovezv4.jpg
Гвидо Рени «Фортуна, дарующая любовь».  Мифологическая работа Гвидо Рени изображает древнеримскую богиню Фортуну (Fortuna). Культ этой богини является одним из самых старых, заимствованных Римом культов италийского происхождения. Древнейшее, первоначальное значение богини с трудом поддается определению. Судя по характеру праздника Fortis Fortunae и времени его (24 июня), можно думать, что первоначальное значение богини было земледельческое — обоготворение случайности, непредвиденного стечения обстоятельств, которые играют такую важную роль в жизни земледельца. Фортуна была богиней-покровительницей женщин; на это указывает обычай невест приносить в дар этой Фортуне (Fortuna virginalis) свои девические платья. Имел место и культ Фортуны (Fortuna virilis), которой молились 1 апреля женщины низших классов в мужских банях; празднество ее совпадало с праздником в честь Венеры. Таким образом, Фортуна наряду с качествами богини-покровительницы чистоты и целомудрия являлась богиней, покровительствующую любви и похоти, качествам противоположным женской природе целомудрия. Ввиду способности этого божества к дифференциации, наряду с преобладанием в обществе чисто материальных интересов, Фортуна делается наиболее популярной богиней римского Пантеона и почитается под тысячами имен и прозвищ. Характерны в этом отношении слова Плиния Старшего: "по всему свету, повсюду во все часы дня голоса всех призывают и называют одну Фортуну, ее одну обвиняют, привлекают к ответственности, о ней одной думают, ее одну хвалят, ее одну уличают. С бранью почитают Фортуну изменчивую, многие считают ее слепой, бродячей, непостоянной, неверной, вечно меняющейся, покровительницей недостойных. Ей на счет ставится и дебет и кредит, и во всех расчетных книгах смертных одна Фортуна занимает и ту, и другую страницу". Фортуне посвящались тысячи алтарей и капелл в Римской империи; ее изображение имелось во всяком домашнем святилище, затем появилось на монетах и на предметах промышленности и домашнего обихода. Изображение Фортуны в настоящее время наряду с Меркурием — таким же богом материальной выгоды и удачи — преобладает на резных камнях, на марках и зтикетках самого разнообразного назначения, на часах, копилках, сосудах ежедневного употребления и т. д. Изображается Фортуна обыкновенно в виде женщины, опирающейся одной рукой на руль, а другой держащей рог изобилия или колокольчик. Иногда она представлена стоящей на шаре или упирающей в него свой главный атрибут — руль.

Гвидо Рени «Портрет Беатриче Ченчи».  Датировка создания картины является предположительной. Во всяком случае портрет, написанный художником Гвидо Рени является настолько живым, что трудно поверить в то, что картина была создана после казни красавицы Беатриче Ченчи.
Героиня одного из знаменитейших итальянских уголовных процессов Беатриче Ченчи (Beatrice Cenci) была дочерью знатного римлянина Франческо Ченчи. Родилась в 1577 году. Это было время полнейшей моральной распущенности, несколько уменьшившейся к середине 16 столетия под влиянием суровой католической реакции. Потеря девственности послужила причиной всех несчастий Беатриче: отец стал так жестоко с ней обращаться, что Беатриче Ченчи решила убить его. К этому плану присоединились ее мачеха и брат Беатриче, Джакомо Ченчи. Наемный убийца (браво) зарезал старика Франческо в конце 1598 года. Дело открылось, и под страшнейшими пытками у обвиняемых были вырваны признания. Были пущены в ход просьбы и хлопоты, чтобы спасти красавицу Беатриче, но папа, желавший овладеть имуществом этой богатой семьи, наотрез отказался помиловать обвиненную, ссылаясь на то, что убийства родителей участились в Церковной Области и что нужно показать устрашающий пример. Беатриче Ченчи, Джакомо и их мачеха были казнены осенью 1599 года. Младший их брат был помилован, но имущество их папа все-таки конфисковал. Удивительная красота Беатриче и ее страшная участь сделали ее предметом многочисленных произведений изящной литературы и народных песен. Самый процесс ее является одним из любопытных памятников в истории староитальянского судопроизводства.
http://img571.imageshack.us/img571/8061/stceciliawga.jpg
Гвидо Рени «Святая Цецилия».  Цецилия (Саесiliа), христианская святая католической церкви, жила в первой половине III века. Родилась в римской патрицианской семье; в ранней молодости тайно была обращена в христианство и дала обет девственности. Родители желали выдать ее замуж за язычника Валерия, но она обратила и его в христианство и склонила чтить ее обет. Около 230 года Цецилия потерпела мученическую смерть вместе со своим женихом и его братом, Тибурцием. Легенда передает, что святая Цецилия была помещена в огненно-раскаленную баню, но осталась невредимой; трижды палач безуспешно пытался ее обезглавить, и лишь на третий день она скончалась от ран. Папа Пасхалий I в 821 году положил ее останки в склепе церкви святой Цецилии в Риме (гробница святой Цецилии работы Стефано Мадерны: лежащая статуя святой). Память 22 ноября. Святая Цецилия неоднократно изображалась великими мастерами: Рафаэлем — в болонской пинакотеке (1513), Доменикино (Лувр), Карло Дольчи (дрезденская галерея) и другими художниками. Святая Цецилия считается покровительницей духовной музыки. Палестрина основал в Риме общество для развития духовной музыки под названием братства святой Цецилии. Папа Пий IX преобразовал общество в Академию и учредил орден отличия для членов этой Академии, под названием ордена святой Цецилии. В Италии до сих пор действуют несколько обществ духовной музыки, под именем союзов святой Цецилии.
http://holst.com.ua/media/large/reni-gvido/115574.jpg
Гвидо Рени «Лот и его дочери».  В 1615-1620-х годах Гвидо Рени написал две картины с библейскими сценами для Палаццо Ланчеллотти, которые затем нашли пристанище в Англии. Картина «Лот и его дочери» написана Гвидо Рени на основе широко известного сюжета из Ветхого Завета (Исход, 19: 30). Лота и его дочерей художник изображает, бегущими из гибнущего города Содома, будучи предупрежденными Богом относительно неминуемого разрушения города за распутство жителей и другие грехи. В конце 18-ого столетия эта картина была расценена как сопутствующая часть к другой картине художника «Сусанна и старцы». Однако, эти картины не являются парными.Моисей и сбор манны небесной1614-1616. Кафедральный собор, Равенна.                                                       Юный Бахус1615-1620. Палаццо Питти, Флоренция.                                                                                         Похищение Деяниры1621. Музей Лувр, Париж.                                                                                                Иосиф и младенец Иисус1620-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург.                                                                           Притча о Сусанне и старцах1620-1625. Национальная галерея, Лондон.                                                           Проказник Бахус1622. Картинная галерея, Дрезден.                                                                                        Смерть Клеопатры1625. Новый дворец, Потсдам.                                                                                            Мария Магдалина и ангелы1633. Галерея античного искусства, Рим.                                                                  Апостол Матфей и ангел1635-1640. Ватиканская пинакотека, Рим.                                                                 Похищение Елены1626-1630. Музей Лувр, Париж.                                                                                            Святой Иероним и ангел1635. Музей истории искусства, Вена.                                                                         Портрет дамы в образе сивиллы1640. Музей Спенсера, Университет Канзас.                                                  
Рени Гвидо (4 ноября 1575, Кальвенцано — 18 августа 1642, Болонья), итальянский живописец болонской школы, мастер барокко. Учился у Карраччи и Феррантини.
Рени был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы. Непосредственно Рени учился у Аннибале Карраччи, был, как и его учитель, поклонником античности и Рафаэля. Работы раннего периода (до 1600) носят, скорее, ученический характер и демонстрируют большую зависимость от стиля наставника.
После переезда в Рим открывается блестящий период деятельности Рени. Сначала Гвидо Рени помогает Карраччи в росписях Галереи Фарнезе, постигая иные пути соединения идеала и реальности, изучает живопись Караваджо в церквях «вечного города», наслаждается его великим классическим наследием. После смерти учителя в 1609 году, Гвидо Рени, завоевав уже известность, станет фактически главой живописной школы Рима, центральной фигурой в кругу работающих здесь болонских мастеров.
В своих алтарных образах и станковых полотнах, исполненных на заказ, Рени пытается примирить принципы болонцев и нововведения Караваджо. Об этом свидетельствуют, например, большой алтарный образ «Распятие святого Петра» (1604-1605, Рим, Ватиканская пинакотека) и полотна на мифологический сюжет «Давид с головой Голиафа» (1605, Лувр) и «Самсон-Победитель» (1611-1612, Болонья, Национальная пинакотека). В первом Рени почти повторяет композицию Караваджо из римской церкви Санта Мария дель Пополо. В этих работах художник прежде всего акцентирует нравственные принципы, лежащие в основе поступков героев, эффектно подчеркивает характерные детали, использует сильный контраст света и тени. И вместе с тем, спокойная поза, например, Давида, задумчиво стоящего между колонной и пилястрой, далекая от выражения трагической смерти, как у Караваджо, голова Голиафа, переданы в манере болонской школы. Верность увлечению традицией Караваджо проявилась и в известном полотне Гвидо Рени «Избиение младенцев» (1612, Болонья, Пинакотека).
Динамичная композиция картины подчинена действию, объединяющему всех персонажей. Попытка драматизации действия в духе Караваджо, приобрела у Рени, как и у болонцев, театральную аффектацию. Особенно выразительна фигура матери с младенцем на руках, с криком убегающей от убийцы, с занесенном ножом. Фон картины художника напоминает красивую сценическую декорацию. В некоторых работах Гвидо Рени этого времени появляется больше повествовательности, обилие бытовых деталей («Моисей и сбор манны небесной», 1614-1615, Равенна, собор), но фигуры главных персонажей по-прежнему хорошо смотрятся издали. Глубокий пиетет Гвидо Рени к изучению наследия античности и Рафаэля проявился в росписи плафона палаццо Роспильози («Аврора», 1613-1614). Грация легких, словно парящих фигур, гармония ритма композиционного строя, чистые светлые тона красок придают изысканную красоту этой фреске живописца, пополнившей галерею шедевров, созданных в Риме болонскими мастерами.
Богатая палитра цвета, динамика, присущи известному полотну Рени — «Аталанта и Гиппоменей» (1622-1625, Неаполь, Национальный музей, галерея Каподимонте, второй вариант — Прадо, Мадрид). Скрещенные и ярко освещенные холодным светом фигуры переданы в резких движениях, эффектно выделяются на коричнево-голубом фоне земли и неба. Развевающиеся края их пеплосов тоже привносят острую динамику в композицию. На протяжении всего творчества Рени будет сохранять верность своей стилистике, основанной на богатой палитре ярких холодных цветов и динамичной композиции. Хотя в этот период живописная манера художника приобретет большую утонченность: краски станут более прозрачными, образы более печальными и нежными. Лучшие свои картины Рени отсылал в церкви Болоньи и другие города, что способствовало распространению влияния его манеры. Кроме того, работы Рени много копировали его многочисленные ученики.
Характерным примером поздней манеры Рени может служить полотно «Похищение Елены» (1631, Музей Лувр, Париж), исполненное для Болоньи. Композиция приобретает в нем большую статику: она обрела строгую выверенность и совершенное равновесие всех элементов — цвета, света, рисунка, что свидетельствует об усилении классицистического начала. Образы наделены благородной красотой и изнеженной грацией. Кажется, что они движутся под звучащую музыку барочных театральных мелодрам.
Рени был учителем целого ряда живописцев, Лаури, Лолли, Динарелли, Элизабеты Сирани, Джесси, Сементи, Марескатти, Руджиери, Кантарини, Лафранко, Читтадини и многих других. Из картин Гвидо Рени, кроме вышеупомянутых, наибольшей известностью пользуются: «Подвиги Геркулеса» (Музей Лувр, Париж), «Се человек» (Картинная галерея, Дрезден), «Клеопатра» (Палаццо Питти, Флоренция), собственный портрет (Капитолийский музей, Рим) и женский портрет (Музей Прадо, Мадрид).
В Государственном Эрмитаже имеется одиннадцать картин Рени, из которых лучшими могут считаться: «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Святое семейство на пути в Египет», «Апостол Петр», «Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии», «Святой Иероним», «Похищение Европы» и «Юность Богоматери». Живописец Гвидо Рени известен также как гравер; им были исполнены эстампы «Богоматерь с младенцем», по собственной картине, и «Святое семейство» с картины Аннибале Карраччи. Гвидо Рени был ярким мастером болонской школы живописи. Он стал одним из образцов для подражания в системе европейского академического обучения в 17-19 веков, как самый верный последователь классицистического принципа соединения идеализации и натурности. Искусство Гвидо Рени оказало большое влияние на мастеров академического направления в европейском искусстве.http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post272655225/   http://smallbay.ru/reni.html
Tags: художник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments