Максим (1_9_6_3) wrote in classic_art_ru,
Максим
1_9_6_3
classic_art_ru

Category:

О портретах Рембрандта и Сезанна

Летом 2001 года в Пушкинском музее можно было одновременно увидеть привезенные из Вашингтонской Национальной галереи парные портрета Рембрандта (из бывшей коллекции Юсупова) и портрет жены Сезанна из Хьюстона. Эти, на первый взгляд несовместимые по времени и стилистике работы, находились в разных залах, но одинаково притягивали взгляд совершенно выдающимся качеством и вызывали желание сопоставлять.


Портрет мужчины в высокой шляпе и перчатках. 1658-60. 98,5х82,5



Портрет дамы со страусовым пером в руке. 1658-60. 99,5х83



Мадам Сезанн в голубом. 1888-90. 74х60


Сравнение портретов, которое напрашивалось само собой, у меня тогда как-то не оформилось, осталась лишь запись впечатления от живописного диалога Рембрандта и Сезанна...


...Рембрандт буквально несколькими светлыми пятнами на сумрачном темном фоне создает выразительную и очень звучную мелодию, рисунок которой завораживает артистизмом пропорций, лаконизмом и точностью границ. Портрет Рембрандта – это фуга или сонет с бесконечным диалогом одного-двух голосов в едином поэтическом рисунке.
...Портрет Сезанна – это разворачивающаяся живописная проза, симфоническое звучание многих инструментов, мелодий, тем, ритм которых далеко не сразу выстраивается в восприятии зрителя в некую общую композицию. Художественное наслаждение здесь появляется в результате длительного, порой напряженного, всматривания.
Рембрандт же, как чудо природы, подобно озарению свыше, пронизывает зрителя красотой отношений сразу, целиком. В этом – суть поэтического подхода.

Недавно, поставив у себя в журнале этот набросок, получил такой вопрос(от winterhaus):
- А не страшно ли, говоря о живописи, проводить сравнение с другим видом искусства? В литературе ведь несколько иные законы?
Да, мы говорим, скажем, о «литературности» в живописи или «изобразительности» в поэзии, но это ведь мы говорим о другом.
Возможно ли, анализируя портрет, говорить - здесь «поэзия», а здесь «проза». Не натянуто ли сравнение? Поэзия изменилась, и изменилось наше представление о ней. С интересом жду ответа, потому что Рембрандт мне тоже всегда казался чрезвычайно «поэтичным». Другими словами, я понимаю, что Вы хотите сказать, но хочется большей точности, которая от меня, например, ускользает.

Вот мой ответ:
- Прозаический и поэтический методы, на мой взгляд, допустимо рассматривать, и в станковой живописи.
Проза ведет художника и зрителя повествовательным ритмом, она исследует тему, дает частям и деталям гораздо большую самодостаточность, чем это позволяет поэзия. Поэтический ритм более мелодичен, тяготеет к лейтмотиву, который выражает тему сразу, целиком.










Сканировано с выставочных буклетов; цветопередача не самая плохая, но увы, для богатейшей живописи позднего Рембрандта и Сезанна здесь очень много искажений. В оригинале «Дамы со страусовым пером» колорит более холодный, нет лимонной желтизны в светлых местах – скорее вариации пепельных оттенков, более благородных и утонченных. Светлые места в целом не столь яркие и контрастные по отношению к темным (и я слегка их приглушил при сканировании)
«Портрет мужчины» в действительности гораздо менее светлый и, конечно же, нет этих красных (розовых) оттенков – есть сдержанные светло серые, бесконечно тонкие в градациях и сопоставлениях с вариациями темных. Колорит светлых мест – пепельно-жемчужный, холодноватый.
«Мадам Сезанн в голубом»: оригинал гораздо менее контрастен в целом, но зато в деталях более интенсивен и разнообразен в цветовых соотношениях. Репродукция темнее по тону и холоднее.
Между левой (от нас) скулой и крылом носа в оригинале - песочный цвет желтоватого оттенка, поэтому он не так сливается с розовым, а, умеренно контрастируя с ним, лепит форму. Шея в оригинале также и даже сильнее контрастирует с общей прохладностью лица своими теплыми песочно-желтыми и зелеными оттенками. Зеленые тени на правой щеке и на шее более светлые и легкие, более теплые. И так далее… (сравнивал эти буклетные репродукции с оригиналами прямо в зале)

Tags: Рембрандт, Сезанн
Subscribe

  • Чемпионат мира по шахматам в Третьяковке

    Не знаю, насколько общественность в курсе дела, но в Третьяковской Галерее проходит матч на первенство мира по шахматам между Виши Анандом и Борисом…

  • Портрет Ю.С.Нечаева-Мальцова работы И.Н.Крамского

    Доброго всем времени! Ищу портрет главного мецената Государственного Музея Изобразительных Искусств имени А.С.Пушкина, дипломата,…

  • А вот и не она

    А вот и Гурченко, - сказала я на выставке Грабаря (1871-1960) в Русском музее (корпус Бенуа) - надо же, когда же он успел её нарисовать...…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments