В поисках простора в 1980 году художник переезжает в Америку, где в двух часах езды от Нью-Йорка приобретает себе виллу-мастерскую и скромно называет ее "Петергофом". В поисках простора в 1980 году художник переезжает в Америку, где в двух часах езды от Нью-Йорка приобретает себе виллу-мастерскую и скромно называет ее "Петергофом".
Сквозной темой творчества Шемякина, соединившего в себе черты символизма и сюрреализма, стал (еще с 1960-х годов) карнавал, космически-всеохватный маскарад — с маской Смерти или Бренности как центральным символом пестрого хоровода фантастических фигур. Отдельные мотивы слагались в большие, многолетние циклы, такие как "Чрево Парижа" (1977). Страшные и смешные, лубочно-яркие и мрачные — эти листы передают "парижское" ощущение Шемякина.
Серии картин "Чрево Парижа" В.Высоцкий посвятил стихотворение "Тушеноши" (1977).
М.Шемякин вспоминает: "Высоцкий натолкнулся в мастерской на мои листы «Чрево Парижа». Всю ночь он мне не давал уснуть – каждые полчаса звонил и читал новую строфу, которую сочинил, покуда листал рисунки. Он сидел над моими листами, сочинял стихи и тут же мне звонил. Таким образом на моих глазах, на моих ушах рождалась не песня, а целая поэма..."
И кто вы суть? Безликие кликуши?
Куда грядете - в Мекку ли в Мессины?
Модели ли влачите к Монпарнасу?
Кровавы ваши спины, словно туши,
А туши - как ободранные спины
И ребра в ребра ...нзят и мясо к мясу.
Ударил ток, скотину оглуша,
Обмякла плоть на плоскости картины
И тяжко пала мяснику на плечи.
На ум, на кисть творцу попала туша
И дюжие согбенные детины,
Вершащие дела не человечьи.
Кончал палач - дела его ужасны,
А дальше те, кто гаже, ниже, плоше
Таскали жертвы после гильотины:
Безглазны, безголовы и безгласны
И, кажется, бессутны тушеноши, -
Как бы катками вмяты в суть картины.
Так кто вы суть, загубленные души?
Куда спешите, полуобразины?
Вас не разъять - едины обе массы.
Суть Сутина - "Спасите наши туши!"
Вы ляжете, заколотые в спины,
И урка слижет с лиц у вас гримасу.
Слезу слизнет, и слизь, и лимфу с кровью -
Соленую людскую и коровью,
И станут пепла чище, пыли суше
Кентавры или человекотуши.
Я - ротозей, но вот не сплю ночами -
(В глаза бы вам взглянуть из-за картины!) -
Неймется мне, шуту и лоботрясу,
Сдается мне - хлестали вас бичами?!.
Вы крест несли и ободрали спины?!.
И - ребра в ребра вам - и нету спасу.
Высоцкий посвятил Шемякину двенадцать стихотворений и песен. Но это не просто посвящения, а что-то вроде описаний каких-то моментов из жизни...
"...А друг мой - гений всех времен,
Безумец и повеса, -
Когда бывал в сознанье он -
Седлал хромого беса.
Трезвея, он вставал под душ,
Изничтожая вялость, -
И бесу наших русских душ
Сгубить не удавалось.
А то, что друг мой сотворил, -
От бога, не от беса, -
Он крупного помола был,
Крутого был замеса..."
"...Калигулу ли, Канта ли, Катулла,
Пикассо ли - кого еще не знаю,
Европа-сука тычет невпопад.
[Меня] куда бы пьянка ни метнула,
Я свой Санкт-Петербург не променяю
На вкупе все, хоть он и Ленинград..."
Шемякин имеет звание почетного доктора пяти университетов. Работы художника находятся в музейных и частных коллекциях многих стран мира, в том числе в музее Метрополитен (Нью-Йорк), в Государственнoм Русском музее (Санкт-Петербург), в Государственной Третьяковской галерее (Москва).