kaplly (kaplly) wrote in classic_art_ru,
kaplly
kaplly
classic_art_ru

Categories:

И еще о Серове

Недавно мы отмечали день рождения Валентина Александровича Серова - 19 января.

В двух книгах, которые в моей библиотеке – интересно об одной из черт его характера.

Одна книга – о том, как в России в 70-80-х гг. XIX века Савва Иванович Мамонтов собирал молодые дарования, об его имении Абрамцево, где проводила лето веселая дружная компания художников - Коган Д. Мамонтовский кружок (М.: «Изобразительное искусство», 1970).

Валентин Серов с детства подолгу жил в семье Мамонтовых, был для них почти родственником. Здесь все его звали Антоном – от Валентоша-Тоша-Антоша-Антон. Нелюдимый и замкнутый Серов буквально оживал в Абрамцево.
Серов дружил с Константином Коровиным.
Коровин – живой, веселый, душа компании, любивший «валять дурака», не терпящий серьёзности в любом ее виде.
«…При всем различии их характеров (а может благодаря этому различию) они уже буквально не могли друг без друга жить. Их так и прозвал Савва Иванович – «Коров и Серовин»…
Как восхищенно смотрел Серов на живопись своего нового приятеля. Но и Коровин, в свою очередь, уже тогда оценил в искусстве Серова умный лаконизм, остроту кисти, тягу к краткости речи, к пластическому обобщению, что проявлял Серов на каждом шагу, хотя бы в рисунках, в простых набросках. В них была неистощимая неожиданность редких, но метких слов молчальника Серова, юмор, чуть отравленный скепсисом, ирония» (с.135-136).

Мне здесь показалось интересным выведение особенностей рисунка, а также сдержанности живописных работ Серова из его замкнутости и молчаливости - сопоставление манеры художника, его стиля и его собственно человеческой индивидуальности.

Другая книга – такие непритязательные рассказы о Третьяковской галерее одного из старейших ее технических работников - Н.А. Мудрогеля (1868 – 1942), воспитанного в семье Третьяковых и проработавшего в галерее 58 лет. Книга его воспоминаний так и называется - Н. Мудрогель. Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее (М.: «Художник РСФСР», 1966)

После смерти П.М.Третьякова для управления галерей был избран совет, в который из художников вошли Остроухов и Серов.
«…Серов был противоположность Остроухову, до крайности замкнут и неразговорчив. Я не знаю другого человека, который был бы так молчалив, как он. Молча придет и молча уйдет. Лишь в протоколах заседаний совета коротенько отметит, согласен ли он с решением или не согласен. У него была манера постоянно держать папиросу в зубах. Закусит, и так все время держит.
… Во время заседаний совета он постоянно рисовал карандашом на листах бумаги, положенных перед каждым членом совета. Иногда это были отличные, очень сложные рисунки. После заседаний он сминал их, рвал, бросал в корзину под стол, а иногда оставлял на столе. Я сохранил три таких рисунка…
…В галерее Серов руководил построением экспозиции. Как раз развеска картин лежала на мне, и потому двенадцать лет подряд я встречался с Серовым очень часто, но и с нами он был необычайно молчалив. Ходит, бывало, по залам, смотрит, думает, мысленно примеряет. Потом молча покажет мне рукой на картину и потом место на стене, и я уже знаю: картину надо вешать вот именно здесь. И когда повесим, глядь – экспозиция вышла отличная…» (с.107-108).

Портрет Мамонтова, нарисованный Серовым в 1879 году; автопортрет Серова, 1901 г.:


Tags: Серов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments