netta_strofa (netta_strofa) wrote in classic_art_ru,
netta_strofa
netta_strofa
classic_art_ru

Categories:

Художник-символист Николай Николаевич Сапунов (1880 - 1912)

Оригинал взят у netta_strofa в Художник-символист Николай Николаевич Сапунов (1880 - 1912)
"Всю краткую жизнь ты томился мечтой,
Как выразить блеск неземной,
любя безнадежно земные цветы,
Как отблеск иной красоты".

В.Я.Брюсов - Н.Н.Сапунову



Вазы и цветы на розовом фоне  1910
Государственная Третьяковская Галерея, Москва

"Может статься, что будущие поколения перечеркнут начисто искусство этих лет. Но если только они пожелают приблизиться и понять, что прельщало нас когда-то в нем, тогда, думается мне, путь через Сапунова будет самым коротким, и Сапунов окажется тем самым ключарем, который откроет им дверь в заглохшие сады эстетизма".

А.Эфрос


Пионы    1908
Государственная Третьяковская Галерея, Москва


Николай Николаевич Сапунов - одна из ярких и самобытных фигур в русском искусстве ХХ столетия.

Замечательный живописец и рисовальщик, он прожил короткую жизнь. Сапунов утонул в Финском заливе летом 1912 года, когда ему шел тридцать второй год. Смерть от воды была предсказана художнику еще в ранней юности, и он жил и творил под тяжестью этого предсказания, что не могло не сказаться на его искусстве. Короткая жизнь Сапунова была до предела напряжена, собрана в тугой энергетический узел. Он формировался как творческая личность в некоем вихревом потоке новаторств, образовавшемся тогда в русской культурной жизни, когда менялось все и вся, складывались новые эстетические принципы, искусство начинало осознавать себя главной движущей силой общества.



Зима   1900
Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Сапунов оказался в эпицентре всех перемен, и сам был их участником. Ученик крупнейших реалистов конца XIX века, художник, испытавший воздействие эстетики "Мира искусства", он быстро пришел к неопримитивизму, острому гротеску и стал одной из крупнейших фигур русского предавангарда.



В парке. Влюбленные    Начало 1900-х
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Сапунов Н.. Портрет Н.Д. Милиоти. 1908
Портрет Н.Д.Милиоти   1908
Государственный Русский музей, С.-Петербург


В исторической перспективе творчество художника, при всей его противоречивости и краткости, предстает вполне завершенным, значительным и цельным, исполненным высокой поэзии и глубокого драматизма. Сапунов - прекрасная таинственно-синяя звезда в созвездии мастеров "Голубой Розы".



Ночь   Начало 1900-х
Государственный Русский музей, С.-Петербург

В его творчестве нашла отражение вся острая проблематика искусства переходного времени, в котором сосуществовали глубокая связь с традициями и смелое их отрицание, болезненная рефлексия и возвышенная романтика, жажда красоты и гармонии и острый гротеск. В праздничной декоративности сапуновского искусства, заключающей в себе ярко выраженную субъективность восприятия мира, обобщенный символический смысл и глубокую образную содержательность, воплощен пульс времени, ощущается его эмоциональная атмосфера, звучит его музыка.


П.В.Кузнецов. Портрет Н.Н.Сапунова. 1914–1915. ГТГ
П.В.Кузнецов  Портрет Н.Н.Сапунова  1914-15 гг.
Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Судьба была необычайно благосклонной к Сапунову. Она свела его с выдающимися деятелями русской культуры рубежа веков. Среди его педагогов были Исаак Левитан, Константин Коровин, Валентин Серов. Он пользовался вниманием и поддержкой Саввы Мамонтова и Сергея Дягилева. Его друзьями и товарищами по работе были Павел Кузнецов, Николай Крымов, Сергей Судейкин. Он много и плодотворно сотрудничал с крупнейшими режиссерами-новаторами Всеволодом Мейерхольдом и Федором Комиссаржевским, был в дружбе и творческих контактах с Александром Блоком, Валерием Брюсовым, Михаилом Кузминым. Чуткая, одаренная натура художника формировалась под воздействием его окружения, но воздействие это никогда не было пассивным, сразу же приобретало сапуновские черты, наделялось его энергетикой.

В 1893–1904 Сапунов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина, в 1904–1911 - в Академии художеств у А.А.Киселева. Влияние Левитана на молодого художника оказалось достаточно сильным, хотя Сапунову удалось работать в его мастерской всего два года. Тонкий мастер пейзажа настроения Левитан воспитывал в своих учениках умение глубоко чувствовать и синтетически, обобщенно мыслить.



Цветущие яблони  Начало 1900-х
Государственная Третьяковская Галерея,  Москва

Более длительными оказались у Сапунова контакты с Константином Коровиным. Они продолжались и после завершения его учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Коровинское влияние на молодого художника было более непосредственным и сразу же проявилось в его творчестве.



Натюрморт с гортензиями    1908
Государственная Третьяковская Галерея, Москва


Однако по существу мировидение молодого художника было отнюдь не коровинским. Оно рано начало формироваться как символистское и быстро проявилось в его творческой практике. Достаточно сказать, что именно Сапунов был автором той самой г о л у б о й р о з ы на обложке каталога одноименной выставки в Москве в 1907 году, которая стала знаком символистского движения в русском искусстве.



Голубая роза
Обложка каталога одноименной выставки   1907  Москва

Но при всем том коровинское начало всегда оставалось в нем сильным и давало о себе знать в отдельных работах художника до конца жизни. Коровин привлекал Сапунова и своей близостью к театру, а театр был стихией самого Сапунова.

Вообще театр в эпоху символизма оказался на магистральной линии развития живописи. В напряженной ситуации переходного времени в среде художественной интеллигенции складывалось особое театральное ощущение мира. Происходящее казалось спектаклем, в который помимо их воли вовлечены все, а режиссером этого Спектакля-Жизни виделась многим Судьба, Рок. В такой эмоциональной атмосфере театр необычайно вырос в своем значении. Сцена открывала широкие возможности и для решения собственно художественных проблем.



Эскиз к декорации оперы Ж.Бизе "Кармен"   1904
Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва

Сапунов приобщился к театру, еще будучи учеником Московского училища живописи. Он участвовал в оформлении всех училищных спектаклей, работал подмастерьем художника МХТ В.Симова. В начале 1900-х через К. Коровина он и его друзья сблизились с Саввой Мамонтовым, который в ту пору снова входил в силу после перенесенного финансового краха и сложных жизненных перипетий. Молодые художники "новой волны" служили ему в этом опорой. Именно они работали в новой оперной антрепризе Мамонтова в московском театре Эрмитаж. В сезоне 1902-1903 годов в их оформлении здесь были поставлены оперы К.-В.Глюка "Орфей", Э.Гумпердинка "Гензель и Гретель", М.Эспозито "Каморра" и др. В 1902 году Коровин доверил своим ученикам Николаю Сапунову и Павлу Кузнецову оформление "Валькирии" Рихарда Вагнера в московском Большом театре.



Эскиз к декорации оперы К.-В.Глюка  "Орфей"   1900-е гг.
Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва



Эскиз декораций к опере Э.Гумпердинка  "Гензель" и "Гретель"  Начало 1900-х
Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва

Знаменательной для Сапунова оказалась его встреча с Мейерхольдом в 1905 году в только что возникшей при МХТ Экспериментальной студии на Поварской Молодые художники были исполнены желания воплотить здесь мечту о создании символистского театра, театра нового типа.



Шарф Коломбины    1910
На сюжет рассказа А.Шницлера в постановке В.Мейерхольда
Государственный центральный театральный музей им.А.А.Бахрушина, Москва



Бал   1910
Эскиз декорации к "Шарфу Коломбины" по рассказу А.Шницлера
Государственная картиннная галерея Армении


Для первой постановки была избрана драма Метерлинка "Смерть Тентажиля". Живописная пластика обретала на сцене символистского театра глубокую эмоциональность. Рождающиеся в подсознании смутные интуитивные ощущения определяли стилистические особенности живописного решения, характер колористической гаммы той или иной сцены. Работа с Мейерхольдом оставила глубокий след в творчестве Сапунова. Присущие природе его дарования эмоциональность и музыкальность мироощущения углубились и обрели качества стабильности, стали органичной формой выражения в живописи символистской идеи. Театр сделался для Сапунова Страной чудес, миром волшебства и красоты.



Набережная Александрии   1909
Эскиз декорации к "Цезарю и Клеопатре " Б.Шоу
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Сапунов Н.. Голландка Лиза. 1910
Голландка Лиза    1910
Государственная Третьяковская Галерея, Москва


Прием театрализации в станковой живописи на раннем этапе творчества художника явился средством поэтизации жизни. Многие станковые картины Сапунова середины 1900-х годов - "Балет", "Маскарад" (обе в ГТГ), "Менуэт" и другие - представляют собой по существу сценические композиции и мало чем отличаются от ранних театральных эскизов.



"Маскарад"   1907
Государственная Третьяковская Галерея, Москва
Тема театра, главная в живописи художника этого времени, поначалу решалась непосредственно - в желании просто запечатлеть в картине происходящее на подмостках. Сапунов создал несколько композиций под названием "Театр", в которых представил погруженный в темноту зрительный зал и освещенную сцену с поющими актерами, экспрессивную фигуру руководящего оркестром дирижера и напряженно следящую за представлением нарядно одетую публику. Художник стремился передать необычную, приподнятую атмосферу театра.

Затем само действие становится у него сюжетом картин. Так появляется его ранний "Балет" 1903-1904 годов (ГТГ).  Это словно ускользающее видение, возникшее из паутины и газа, картина-мечта, навеянная образами Театра.



Балет   1906
Государственная Третьяковская Галерея, Москва



 Два эскиза театральных костюмов  1910
Музей-квартира И.И.Бродского
С.-Петербург

Эскизы к  блоковскому "Балаганчику" были экспонированы в 1907 году на знаменитой московской выставке "Голубая Роза", явившейся сенсацией в русской художественной жизни начала XX столетия.


Мистическое собрание
На сюжет мистической драмы А.Блока  "Балаганчик"
Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Шестнадцать молодых художников-новаторов демонстрировали здесь произведения, утверждавшие принципы символистской живописи. Сапунов был представлен семью работами. "Голубая Роза" явилась вершиной русского символизма 1900-х годов и одновременно стала его тупиком. Дальше в этом направлении двигаться было некуда. Молодые голуборозовцы оказались перед дилеммой - идти вслед за авангардом или искать свой особый путь возрождения живописной пластики. Они выбрали второй. 1907 год стал переломным в истории русского символизма в целом и для каждого из художников, в том числе и для Сапунова.


Сапунов Н.. Голубые гортензии. 1907
Голубые гортензии    1907
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вскоре после "Голубой Розы" на пятой выставке Союза русских художников он представил свои "Голубые гортензии", являющиеся выражением самого духа голуборозовской живописи, и одновременно "Пляску смерти", произведение, поразившее современников непривычной для художников "Голубой Розы" сочностью цвета и экспрессией выражения чувств, граничащей с ощущением кошмара.



Пляска смерти   1908
На сюжет одноименной пьесы Ф.Ведекинда
Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Одновременно с драматичной "Пляской смерти" художник погружается в атмосферу веселья и создает вереницу "Ночных празднеств". Произведения эти различны по размеру, колориту, настроению, характеру исполнения. Поначалу они походили на его ранние прозрачные романтические "Балеты" и "Маскарады". Затем стали представлять собой не чинные гулянья высшего общества, а бурное веселье разгоряченной танцем народной толпы. И если действие первых происходило в пышных парках на фоне дворцовой архитектуры, то народ у него веселится уже у балаганов и каруселей. Символистская расплывчатость исполнения сменяется здесь смелым лаконизмом художественного решения - сочными красками, экспрессивным ритмичным мазком, откровенной декоративностью колорита.


На новом этапе главной темой творчества Сапунова становится "Карусель".




Карусели   1908
Национальный музей изобразительных искусств республики Татарстан
Казань
На первых порах этот образ заинтересовал художника как выражение национального духа, образец русского праздника, в котором отражены народные вкусы, представления о красоте. Как известно, масленичные гулянья, ярмарки с их балаганами и каруселями привлекали многих мастеров начала XX века, но для Сапунова эта тема становится лейтмотивом всего его зрелого творчества.
Художник создал ряд больших завершенных композиций подобного рода и оставил множество черновых набросков.

Сапунов Н.. Карусель. 1908
Карусель   1908
Государственный Русский музей, С.- Петербург

Сапунов Н.. Карусель (вариант). 1908
Карусель  (вариант)   1908
Государственная Третьяковская Галерея, Москва
В окончательном варианте картины, большом полотне, находящейся ныне в Государственном Русском музее в Петербурге и ставшей главным созданием Сапунова, мотив к а р у с е л и вырастает в образ некой обобщающей силы - в символ вечного кружения жизни, шумной, красивой, казалось бы, веселой и беззаботной, но по сути таящей в себе чувство трагической предопределенности Судьбы. Сапуновская "Карусель" принадлежит к числу эпохальных явлений русской живописи символизма и предавангарда. Она ярко декоративна и похожа на сияющий всеми красками ковер. Но при этом цвет здесь исполнен такой выразительной эмоцией, что кажется, будто краски звучат. Живопись сродни бравурной экспрессивной музыке, поражающей глубиной и силой драматизма. Здесь со всей откровенностью заявлены новые принципы художественного мышления. Картина является не просто изображением сцены народного гулянья, а живописным воплощением символистского восприятия бытия.

Программным для Сапунова стал "Натюрморт с автопортретом" (собрание В.А.Дудакова и М.К.Кашуро, Москва), воплотивший трагизм его мироощущения на последнем этапе жизни.


Сапунов Н.. Натюрморт с автопортретом. 1907
Натюрморт с автопортретом    1908
Частное собрание


 Это своеобразный живописный реквием себе самому. Художник представлен здесь уже утонувшим. Его странный мертвый лик в верхнем углу картины кажется как бы всплывшим. Но не он главный предмет внимания этого произведения, его даже не сразу замечаешь в картине. Для художника-символиста плоть человека - лишь ничего не значащая оболочка души. Дух же бессмертен и воплощен в его творчестве - в данном случае в радостном сиянии красок сотворенного им натюрморта. Самое сильное эмоциональное воздействие производит здесь глубокая, точно пульсирующая синева фона, которая как будто гипнотизирует, волнует. Да и натюрморт выглядит так, словно мы видим его сквозь толщу воды. Похоже, художник представил здесь то "призрачное подводное царство, где давно жила его душа" (слова М.Волошина).

О трагических "Чаепитиях" и "Трактирах" Сапунова узнали только после его смерти, их увидели на посмертной выставке, состоявшейся в Москве в 1914 году, и они поразили современников своим драматизмом.



Чаепитие (трактир)  1911
Государственная Третьяковская Галерея, Москва


Сапунов Н.. Чаепитие. 1912
Чаепитие    1912
Государственная Третьяковская Галерея, Москва


 Известный художественный критик А.Эфрос отмечал, что живопись Сапунова в этих произведениях "стала свидетельствовать о таком надломе жизнеощущения, что нельзя отделаться от впечатления, будто художник, торопливой кистью нанося на картину образы, стонал под тяжестью своих переживаний". Отдельные работы этой серии ярко декоративны, как например, "Желтое чаепитие" из частной московской коллекции. Но и здесь в "кричащих" созвучиях желтого с красным, в характере движения быстрой кисти, судорожно набрасывающей на поверхность картины ворох красочных мазков, остро чувствуется внутреннее беспокойство художника, сложность владеющих им чувств, в которых сосуществуют любование и ирония, тепло воспоминаний и саркастическая улыбка.




Чаепитие  (набросок)   1912
Государственная Третьяковская Галерея, Москва


Ряд "Трактиров" из собрания Третьяковской Галереи - это своеобразные вариации на тему русского кабака, где хмельной народ пил, шумел и "веселился" как мог.

Художник даже задумал большое театральное действо в местечке Териоки недалеко от Петербурга, маскарад под названием "Веселая ночь на берегу Финского залива", коллизию которого предполагалось построить на остром гротескном столкновении возвышенной романтики и низменной прозы. Замысел этот не был осуществлен из-за трагической гибели Сапунова здесь же в Териоках 14 июня 1912 года.

Одновременно с последними сценическими работами с их шумной веселостью и переизбытком красоты, наряду с фантасмагорией "Трактиров" и "Чаепитий" Сапунов в последние два года жизни создает свои прекрасные таинственные "синие натюрморты", исполненные величия и гармонии.


Сапунов Н.. Вазы, цветы и фрукты. 1912

Вазы, цветы и фрукты  1912
Государственная Третьяковская Галерея, Москва
Эти произведения обладают какой-то особой притягательной силой и глубиной эмоционального воздействия. В них создан образ возвышенного идеального бытия, в котором находила успокоение раздвоенная, мятущаяся, больная душа художника.



Натюрморт с цветами    1911
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Нигде как в "синих натюрмортах" Сапунов достиг такого совершенства и эмоциональной насыщенности в передаче синего цвета, заключающего в себе только ему данное чувство "сокровенной тайны", ощущение прикосновения к "стихии чуждой, запредельной", к чему были направлены все помыслы символистов "Голубой Розы".



Цветы и фарфор  1912
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Для потомков Сапунов остался первопроходцем праздничных, фантастических миров, неземная красота которых была открыта только ему. Забытое, как и имена многих других мастеров русского Серебряного века, его имя и творчество было открыто заново в наши дни.


http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7104.php
http://www.artsait.ru/art/s/sapunov/main.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c955a42e-c220-445a-a776-b591e629c0ec/Sapunov_biogr.htm
http://www.art-catalog.ru/gallery.php?is_form=1&id_artist=658&id_museum_list=&year_begin=&year_end=&pic_fl_list=&search_str=&id_psort=1
Subscribe

  • С.Ю.Судейкин "Русские в Париже"

    С.Ю.Судейкин "Русские в Париже", эскизы костюмов к постановке кабаре "Бродячая собака" 1912 год, Бумага, тушь, акварель Сергей Юрьевич (Георгиевич)…

  • Испанский художник Мариано Фортуни

    Мариано Фортуни. Испанский дворик, 1871. 41х55 см. Холст, масло. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Картина "Испанский…

  • Иллюстрации В.Лебедева

    Иллюстрации В. В. Лебедев к книге С.Маршака: "Усатый полосатый". В 1924 году в Петрограде, в издательстве Госиздат был создан Детский отдел. Он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments