Женя (jenya444) wrote in classic_art_ru,
Женя
jenya444
classic_art_ru

Categories:

Ко дню рождения Серова

http://classic-art-ru.livejournal.com/26055.html

Той же зимой (1892-го года) Серов работал над портретом известной московской красавицы Зинаиды Васильевны Якунчиковой (по мужу Мориц), о которой ее двоюродная сестра В. П. Зилоти писала в своих мемуарах, что «Зина была и музыкальна, и способна к живописи» и до замужества, когда она еще вращалась «в свете», вызывала восхищение всех молодых людей ее круга. <...> Портрет Зинаиды Васильевны Мориц, показанный на периодической выставке Московского общества любителей художеств, вызвал большой интерес и был высоко оценен в прессе и в частных письмах художников. Стоит привести мнение о нем Михаила Нестерова. В письме родным в середине января 1893 года он писал: «Вчера побывал на периодической выставке, где любовался поразительным (тициановским) портретом некой m-me Мориц работы Серова».

Из ЖЗЛ про Серова



Цитата из другого источника (с сокращениями)

Зинаида Васильевна - родная сестра жены художника Поленова, племянница Третьякова и Мамонтова. Воспоминания и переписка современников дают возможность проследить ее близкое родство со Станиславским. У Репина есть рисунок шестнадцатилетней Зины Якунчиковой, сделанный им в Абрамцеве в 1880 году. Всю зиму 1891-92 г. В. Серов работает над портретом З. Мориц - первым портретом, снискавшим и окончательно упрочившим за художником репутацию мастера светского портрета, первого после Репина русского портретиста. Мориц изображена сидящей в кресле на фоне сиреневой полосатой шелковой ткани. У нее высокая, слегка завитая спереди прическа. Одета в черное платье, на которое наброшена накидка с белой пушистой отделкой. Впервые портрет появился на 12-й периодической выставке Московского Общества любителей художеств в 1992 году, за год до вступления Серова в Товарищество художников. Сочетание смуглого лица янтарного оттенка с сиреневым шелковым фоном и белыми перьями накидки было невиданным явлением на выставке. Впоследствии краски портрета значительно потускнели, но тогда они горели как самоцветные камни, - такое, по крайней мере, впечатление они производили среди картин других художников.

Известно, что портрет до 1909 года находился в семье Мориц, затем по неизвестной причине передан Зинаидой Васильевной в Третьяковскую галерею. Портрет мало экспонировался. В 1895 г. - в Петербурге на выставке передвижников, в 1935 г. в Третьяковской галерее и Русском музее, в 1959 г. в Киеве и в 1965 г. на выставке произведений к 100-летию со дня рождения Серова в Москве. В 1930 году, когда распределялись сокровища Государственного музейного фонда, портрет был передан в Иваново. Эти обстоятельства, вероятно, и стали причной того, что в монографиях, посвященных творчеству Серова, нет сколько-нибудь серьезных исследований, посвященных как портрету, так и самой З.В. Мориц. Заметной публикацией о портрете можно считать работу Н. Рыжиковой, старшего научного сотрудника Ивановского художественного музея. В частности, автор, ссылаясь на фонд Якунчиковых в отделе рукописей Третьяковской галереи, пишет: "В 1882 году мужем Зинаиды Якунчиковой становится состоятельный коммерсант, вдовец Эмиль Юрьевич Мориц. Однако семейное счастье длится недолго. В 1891 году (менее чем за год до создания портрета) коммерческие дела мужа зашли в тупик, он окончательно разорился, задолжал кредиторам. Вся Москва была шокирована вестью о его внезапной смерти, пошли слухи о самоубийстве… И далее… Сводная сестра Зинаиды Наталья Васильевна Поленова пишет своему мужу: "Общее мнение, что он отравился, потому что едва ли возможно так умирать по заказу, в день безвыходных платежей. Считают, что жизнь его была застрахована… надо все же быть человеком с Зининым характером, чтобы все это выдержать и не сойти с ума…" "В том же году у Зинаиды Васильевны родился сын Володя (1891-1962), в будущем филолог, переводчик. Не объясняют ли эти факты, хотя бы отчасти, то сложное внутреннее напряжение в лице героини портрета при ее внешне спокойной позе, сдержанности, женственности?"

З. Мориц принадлежит к одной из самых богатых купеческих семей России. Блестяще образованная, владеющая несколькими европейскими языками, музыкальная, представительница московского "света". Среди ее близких знакомых Рябушинские, Юсуповы, Морозовы, Львовы… В.М. Васнецов сравнивает ее с Венерой Милосской. Зинаида Васильевна в 1894 году выходит вторично замуж за г-на Грея, о котором известно лишь то, что он промышленник, связанный со строительством железных дорог в России. После событий 1917 года З.В. Грей покидает родину с первой волной эмиграции. В начале 20-х годов ее имя мелькает в русской зарубежной периодической печати в связи с открытием в Праге русского университета, созданием эмигрантских благотворительных фондов во Франции. Зинаида Васильевна умерла в Париже в 1929 году в возрасте 65 лет. Ее сын Владимир Эмильевич Мориц известен как переводчик поэтов Поля Валери, Карла Брауна и исследователь творчества французского драматурга Ж. Ануя.
Tags: Серов
Subscribe

  • Действительно, хороша

    https://jenya444.livejournal.com/599356.html Серов, портрет Гиршман, 1904. " ... Серов начал класс обнаженной натуры в России. У нас это…

  • Где портреты четы Грюнбергов?

    Многоуважаемый Юлий Осипович, простите, что я до сих пор не прислал Вам списка рассказов, определяющего, как Вы желали, содержание каждого тома.…

  • Серов и Пушкин

    Картины Серова "Тройка" (к стихотворению "Зимняя дорога") и портрет Дервиза на скамье найти не удалось, может сообщество поможет.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment