galik_123 (galik_123) wrote in classic_art_ru,
galik_123
galik_123
classic_art_ru

Category:

Павел Шмаров - "русский Ренуар"

Оригинал взят у galik_123 в Павел Шмаров - "русский Ренуар"

Павел Шмаров. Крестьянки в роще,1949

Вчера на выставке меня заворажила пронизанная теплом и солнечным светом картина Павла Шмарова "Крестьянки в роще". Других его работ в экспозиции не было, а художника такого до сих пор я не знала. Вечером решила восполнить этот пробел, а теперь хочу и вам представить творчество этого талантливого художника или напомнить тем, кто знает, некоторые его произведения.
Павел Шмаров успел состояться в России, стать в 1916 году академиком и придворным портретистом. Он эмигрировал во Францию уже в возрасте 50-ти лет, но всё его творчество было пронизано воспоминаниями о России. Русалки, купальщицы, ню, дети в национальных костюмах - как будто Павел Шмаров и не уезжал из России.

Стиль Шмарова объединил русские традиции и французские веяния. В его полотна с русскими крестьянками чувствуется сияние импрессионизма. Фрукты, лица, фигуры, цветы передают особенное чувство цвета живописца, недаром во Франции его прозвали "русским Ренуаром".
Больше всего Шмаров любил писать купальщиц. Впервые эти персонажи появились у него в 1905 году, когда художник проиллюстрировал пушкинскую "Русалку". В Париже он создавал целые серии "Купальщиц" в разной гамме. Причем, почти никогда не ставил даты на свои работы. Купальщицы стали его настоящей визитной карточкой.


Три купальщицы, 1924-1928



На пляже, 1925 -1928. Холст, масло



После дождя, после 1925. Холст, масло



Десять купальщиц с собакой, после 1925. Холст, масло



Купальщицы и ребенок с собакой, после 1925. Холст, масло



Розовые купальщицы, 1925-1928. Холст, масло



Купальщицы на траве, после 1925. Холст, масло



Русские крестьянки и купальщица, после 1925. Холст, масло.



Купание, после 1925. Масло, изорель

Павел Шмаров родился в 1874 году в Воронеже в крестьянской семье. В 1893 году он поступил в бесплатную рисовальную школу Л.Г. Соловьева, в 1894 году уже был принят в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. В мастерской, руководимой И.Е. Репиным, он познакомился с будущими известными художниками - Ф. Малявиным, Б. Кустодиевым, А. Остроумовой-Лебедевой. Способности Павла ценили, но одноклассники считали его малообщительным и слишком деревенским. Репин писал о нём: "Шмаров идет впереди, в этом безграмотном глуповатом мальчике сидит великий художник".
В 1899 году за дипломную картину на историческую тему "Горе побежденным" П. Шмаров получил золотую медаль и государственную стипендию для учебы за границей. Художник побывал в Вене, Риме, Флоренции, Венеции и Мюнхене, где несколько недель вместе с Борисовым-Мусатовым учился в школе художника Антона Ашбе в Мюнхене. У Ашбе учились такие знаменитые впоследствии художники, как Грабарь, Кандинский, Петров-Водкин. В 1904 году вместе с Кустодиевым открыл для себя Испанию.
Художник выставлял свои работы на весенних салонах Академии художеств. С 1900 по 1910 годы выполнил серию портретов аристократов, промышленников, видных деятелей науки и культуры, а также портреты Николая II и членов императорской семьи, за что был удостоен звания придворного художника. В это время Шмаров писал большие жанровые и батальные полотна, декоративные панно, делал рисунки для газет, работал для театра и как иллюстратор книг.
В 1916 году П. Шмаров был избран академиком Академии художеств. В том же году по заказу издателя Суворина художник отправился на фронт, где делал рисунки на военную тему. В 1917 году он участвовал в первой выставке картин, этюдов и набросков Фонда А.И.Куинджи, а в 1919 году - в первой Всероссийской свободной выставке произведений искусства.



Автопортрет

В начале 1923 года Шмаров уехал из России в Рим, затем в конце 1924 года поселился в Париже. Работал главным образом по заказам, писал портреты, среди которых - портреты Ф.Шаляпина и С.Лифаря, создал много пейзажей с купальщицами или молодыми крестьянками в русских нарядах, а также многочисленные натюрморты.
Первая персональная выставка художника состоялась в галерее Шарпантье в 1928 году, на которой Люксембургский музей приобрел его картину "Купание". В Париже у Шмарова проходили и совместные выставки с Серебряковой, Бенуа, Телищевым. И всё-таки "мирискусники" не считали его своим художником и не принимали в объединение.
Несмотря на творческую активность, художнику часто было трудно свести концы с концами, иногда он расплачивался за съемную квартиру картинами. Павел Шмаров очень тосковал по Родине и Воронежу, почти не говорил по-французски и общался в основном с женой - Ольгой Виноградовой и другими русскими эмигрантами.
С 1933 он был членом Союза деятелей русского искусства во Франции. Был дружен с архитекторами Адриенной Гурвич-Горской (сестрой Тамары Лемпицкой) и Жаном Фидлером, благодаря которым получил заказ на работы для замка богатого предпринимателя-застройщика под Парижем. Бывая в Ницце, встречался со своим другом Ф. А. Малявиным.
Во время Второй мировой войны П.Шмаров с семьей переехал в Булонь-Бийянкур, где они стали прихожанами православной церкви Св.Николая. Участник выставок "В честь Победы", организованных, Союзом советских патриотов в 1945, 1946.


Портрет И. В. Сталина - генералиссимуса, 1947

Похоронен на кладбище Пьер Гренье в Булонь-Бийянкуре (могила не сохранилась). Павел Шмаров оставил во Франции большое художественное наследие, сочетающее русскую академическую традицию с ар-деко. В 1955 году его вдова и друзья провели ретроспективную выставку в галерее Шарпантье. После смерти Ольги оставшиеся работы разошлись по разным коллекциям.


Тройка, 1892. Картон, масло.



Крестьянский ход, 1898. Холст, масло.



Женский портрет, 1918. Холст, масло



Сельские девушки. Холст, масло. Бердянский художественный музей имени И.И. Бродского



Женский портрет в белой шляпе, белом платье и черном капе. 1923. Холст, масло.

Его жена - Ольга Виноградова, бывшая костюмерша Большого театра. Она, например, делала костюм Шаляпина для роли Бориса Годунова.


Портрет госпожи Шмаровой, после 1925 года. Холст, масло



Дама в голубом, после 1925. Холст, масло



Портрет мальчика с карандашом, 1930. Холст крупного плетения, масло



Портрет молодой женщины,1925-1950



Уснувшая женщина на голубом фоне, после 1925. Холст, масло



Розы в вазе, после 1925. Холст, масло



Георгины и ноготки, после 1925 года. Холст, масло



Букет роз, после 1925. Холст, масло



Речной пейзаж в зимний период



Человек на острове с тополями, после 1925. Холст, масло



Пейзаж на озере, 1930-1932. Холст, масло



Натюрморт с фруктами и омаром, после 1925. Холст, масло



Лук, капуста и репы на тарелке, после 1925. Холст, масло



Натюрморт с капустой и артишоком, 1928. Холст, масло



Томаты и лук на столе, 1928. Холст, масло



Натюрморт с помидорами, яблоками и виноградом



Шмаров с женой и друзьями, Париж 1940-1950

Все работы Павла Шмарина собирались на протяжении нескольких десятилетий антикваром и ценителем русской живописи Жоэлем Гарсия. На сегодняшний день Жоэль является владельцем самого большого собрания картин Шмарова: его коллекция насчитывает более 500 работ, из которых около 130 картин и 350 акварельных и пастельных рисунков. Его работы есть в России - в небольших музеях Иркутска и Хабаровска, Бердянска и на его малой родине, в Воронеже. Картину, которую я увидела в Музее русского импрессионизма, подарил музею французский коллекционер, пожелавший остаться неизвестным, а М.С.Горбачев передал картину музею.



Источники
http://www.chmaroff.com/
http://kaankerede.livejournal.com/20715.html
Tags: Выставка, импрессионисты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments