Женя (jenya444) wrote in classic_art_ru,
Женя
jenya444
classic_art_ru

Category:

Два портрета Рембрандта: Шедевры Лейденской коллекции в Пушкинском

https://steinkrauz.livejournal.com/341032.html

Портрет сидящей женщины со скрещенными руками (Portrait of a Seated Woman with Her Hands Clasped) датируется 1660 (по другим данным 1658) годом, он написан на несколько лет позже похожей эрмитажной картины, которая несколько фамильярно называется "Портрет старушки". Описание портретов (на английском).

rembrandt2_small

rembrandt1_small

Под катом - небольшое эссе Вайля о Рембрандте.

Рембрандт, которому исполнилось 400 лет – самый, пожалуй, современный из великих старых мастеров. Он не просто восхищает и заставляет задуматься – он учит прямым и внятным способом: своими несравненными автопортретами.

Их у Рембрандта – девяносто, живописных и графических. Рекорд. Лишь новое время породило последователей: Ван-Гога, который как-то в течение двух лет 22 раза написал себя, Фриду Кало, у которой 55 автопортретов. Но Ван-Гог – клинический безумец, Кало – закомплексованная калека. Рембрандт – респектабельный бюргер, семьянин, делец. При этом что-то толкало его девяносто раз за сорок лет, то есть чаще чем дважды в год, вглядываться в зеркало с кистью в руке.

Поразительным, как бывает только с гениями, образом Рембрандт творил за полтора века до возникновения романтизма – течения в искусстве и в жизни, в котором внутренний мир одного человека на равных сопоставляется со всем внешним миром, а автор равен произведению. ХХ век довел это до крайности, и в концептуальном искусстве автор, его фигура и имя, просто-напросто и стал самим произведением. В начале же XIX столетия вдохновленный вселенским взлетом провинциального коротышки Наполеона художник ощутил себя способным на всё – Байрон, Бетховен и все те, кто идет за ними до сегодняшнего дня. Но Рембрандт был много раньше – когда "я" пряталось за традицию и историю. Он первым сделал себя своим главным героем.

Почему у Рембрандта так много автопортретов? В молодости один из факторов, конечно, материальный – бесплатная модель. Безнаказанная возможность эксперимента: попробуй заставить выкладывающего деньги клиента скорчить гротескную гримасу. Упражнения в технике: опять-таки никто не захочет платить за свой портрет, где из полутьмы торчит чуть освещенная щека. Еще – реклама: демонстрируя на автопортретах живописные возможности, художник, во-первых, зазывал потенциальных покупателей, а во-вторых, в дотелевизионную и дофотографическую эпоху знакомил будущих заказчиков с собой.

Но всё это – в период становления. Завоевав авторитет и популярность, Рембрандт, тем не менее, продолжал писать себя. Сильно опередив время, он осознал, что один человек есть полноценный – исчерпывающий! – представитель человечества. Этим открытием поразил современников родившийся на два с половиной века позже Рембрандта Джойс, который в романе "Улисс" вместил в один заурядный день заурядного горожанина всю мировую историю. Но Джойс изобрел для этого авангардную форму, придумал "поток сознания", а Рембрандт использовал традиционные приемы письма, на первый взгляд, не отличаясь от всех прочих. Только наше время, суммируя его достижения, сумело рассмотреть дерзкую новизну.

Рембрандт – один на один с собой. И нет примера актуальнее сегодня. Ни на кого нельзя положиться, кроме себя. Никакое сообщество, никакая общая идея – не надежны. Окружающий мир обманчив и опасен. Не надо выходить из дома. Зеркало – главный и безошибочный инструмент самопознания. В случае Рембрандта еще две книжки – античные мифы и Библия. На улице – преступность, парниковый эффект, трафик, терроризм. Там нечего делать, туда незачем выбираться.

Очень мало на свете было людей, о которых можно сказать, что они понимают жизнь так же глубоко и тонко, как Рембрандт. Так что же для этого надо? Две книжки и зеркало. Ну, и прожитая жизнь, конечно – чтобы в зеркале что-нибудь отразилось.
Tags: Рембрандт, Эрмитаж, выставка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments