?

Log in

No account? Create an account
Детские и семейные портреты на выставке "Аристократический портрет в России" - Живописцы, окуните ваши кисти... — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Живописцы, окуните ваши кисти...

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Детские и семейные портреты на выставке "Аристократический портрет в России" [Mar. 5th, 2019|07:32 pm]
Живописцы, окуните ваши кисти...

classic_art_ru

[galik_123]
[Tags|]

Моллер Фёдор Антонович (1812-1874). Портрет графа Евгения Ивановича Чернышева-Кругликова (1839-?), младшего сына графа Ивана Гавриловича Чернышева-Кругликова. Италия, Рим, 1841

Выставка "Аристократический портрет в России" проходит в Выставочном комплексе Исторического музея - здании бывшего музея В.И. Ленина. Произошла очередная смена хозяев, ведь в 1936 году Центральный музей В.И. Ленина был открыт в здании бывшей Московской городской думы, где и располагался до ноября 1993 года. С 1993 года музей Ленина стал филиалом Государственного исторического музея, а с 2012 года в его помещении был открыт Музей Отечественной войны 1812 года. В этом историческом здании и демонстрируются портреты представителей древних русских родов и знати.
Княгиня Ольга Александровна Строганова была правнучкой знаменитой Наталии Петровны Голицыной, ставшей прототипом пушкинской Пиковой дамы. Князь Щербатов, её муж, был известен как заядлый путешественник. Вместе с мужем Ольга Щербатова совершила множество путешествий: дважды она побывала на арабском Востоке (даже с риском для жизни), а также в Индии и Цейлоне, Сингапуре и пересекли почти всю Яву в широтном направлении, куда русские редко забирались. Верхом они преодолели Сирийскую пустыню. Бесстрашная княгиня стала первой русской женщиной, совершившей путешествие по Индонезии. Всего же эта удивительно счастливая чета провела в экспедициях и подготовке к ним целых 17 лет, что не помешало Ольге стать матерью четверых детей.
На её долю выпало множество приключений: и пленение дикими бедуинами, и изучение индуистских храмов, и посещение наводящих ужас "башен молчания" - культовых сооружений, где огнепоклонники оставляли своих покойников на растерзание хищным птицам. Результатом этих путешествий стали три книги, написанные кн. О. А. Щербатовой: "По Индии и Цейлону. Мои путевые заметки 1890-91 с 2-мя дополнительными главами о религии и архитектуре Индии", "В стране вулканов. Путевые заметки на Яве 1893" и "Верхом на родине бедуинов в поисках за кровными арабскими лошадьми (2600 верст по Аравийским пустыням в 1888 и 1900)".
С началом Первой мировой войны в имении Васильевское Щербатовы открыли больницу для раненых и приюты для детей-сирот погибших воинов, просуществовавшие до 1917 года, также был создан реабилитационный центр для увечных солдат. На свои средства они организовали санитарный поезд, состоявший из 20 вагонов (поезд N67), на котором за 9 месяцев, с сентября 1914 года, было перевезено 30 тысяч раненых. Вместе с поездом княгиня Ольга Александровна с младшими детьми Еленой и Георгием отправились на фронт
Князь Александр Григорьевич Щербатов скончался 24 апреля 1915 года в Варшаве в возрасте 65 лет. Ольга Александровна похоронила мужа, а в 1918 году с детьми навсегда покинула Россию. Скончалась она в 1944 году во Франции в возрасте 87 лет в эмигрантском доме для престарелых.
frecho.narod.ru

Макаров Иван Кузьмич (1822-1897). Портрет графини Ольги Александровны Строгановой (1857-1944),
в замужестве княгини Щербатовой. Российская империя, начало 1860-х


Граф Уваров Алексей Алексеевич - сын археолога графа А.С. Уварова, землевладелец (родовые имения в Московской, Пензенской и Саратовской губ. ок. 12 000 дес). Окончил филологический факультет Московского университета, с 1885 года чиновник особых поручений при варшавском генерал-губернаторе, в 1887-1888 заведовал одним из делопроизводств в канцелярии генерал-губернатора. Камер-юнкер (1886). Почетный мировой судья Вольского уезда (1892), председатель Вольской уездной земской управы (1894-1895). В 1900 награжден французским орденом Почетного легиона за участие в Парижской выставке. В июле-ноябре 1904 чиновник особых поручений V класса при Главном управлении по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел. Статский советник (1906). Гласный Саратовской городской думы и саратовского уездного земства. Вступив в партию октябристов, представлял Саратовскую губ. на Втором всероссийском съезде партии в мае 1907. Избран депутатом III Думы от Саратовской губ. В думской фракции октябристов, ссылаясь на свою близость к премьер-министру П.А. Столыпину, пытался занять особое положение и вступил в открытое соперничество с лидером партии А.И. Гучковым, в конце концов приведшее к их дуэли 17 ноября 1909 г., на которой был легко ранен. После дуэли вышел из фракции октябристов и впоследствии примкнул к прогрессистам.
www.hrono.info/biograf


Видер Вельгельм (1818-1884). Портрет графа Алексея Алексеевича Уварова (1859-1913) на руках у кормилицы. Италия, Рим, 1860


Князь Николай Дмитриевич Долгоруков, поселившись в 1883 году в селе Великая Топаль в имении жены Марии Павловны (в девичестве княжны Голицыной), он был избран мировым судьей, а в 1888 году новозыбковским уездным предводителзем дворянства.
С 1896 года и до своей кончины являлся губернским предводителем дворянства. Был одним из виднейших земских деятелей, в частности председателем постоянной комиссии губернского земства по народному образованию. Его усилиями в 1892 году было создано Новозыбковское сельскохозяйственное техническое училище. На личные средства князя были построены женские гимназии в Новозыбкове и Чернигове, сельская школа в Великой Топали.
Н.Д. Долгоруков занимался изучением старообрядчества и стал инициатором создания Черниговской губернской архивной комиссии. Ему было присвоено звание почетного гражданина Новозыбкова, а улица, где находился его дом, переименована из Миллионной в Долгоруковскую (сейчас коммунистическая). Его жена уже после смерти супруга открыла в Великой Топали первые в уезде детские ясли и построила за свой счет больницу.
www.puteshestvie32.ru


Макаров Иван Кузьмич (1822-1897). Портрет князя Николая Дмитриевича Долгорукова (1858-1899) в младенчестве. Российская империя, 1859


Князь Александр Михайлович Голицын родился в 1838 году. Был он полной противоположностью своим трем братьям - Ивану, Михаилу и Владимиру. Суету света обходил он стороной, а к придворной или военной карьере не проявлял ни малейшего интереса. О земле, о хозяйстве, о крестьянах Александр Михайлович попечительствовал вседневно, потому местом своего постоянного пребывания выбрал Петровское и никогда в том не раскаивался, ибо мог там широко развернуться.
После обнародованного 5 марта Манифеста об освобождении крестьян 23-летний Голицын толково организовал своих людей, усмирил словом их тревоги и неблаговидные действия, возможные конфликты. И все благодаря тому, что несколькими годами ранее, предвидя раскрепощение крестьян, он тщательно знакомился с укладом деревни, ее рабочим циклом, оказывал помощь неимущим крестьянам и погорельцам. В 1858 году в Петровском Голицын открыл для детей школу. На нее и на Успенскую церковь он тратил большую часть своих личных средств.
Смыслом жизни князя Александра была православная вера. Не от праздника к празднику, а повседневная, тщательно, осмысленно им переживаемая, понимаемая как источник и закон всему в жизни. Церковь он понимал как симфоническую гармонию внешней и внутренней благодати. В Петровском с радостью нес он почетное послушание церковного старосты. Совершал паломничество в Киев, говел в Троице-Сергиевой лавре, окормлялся у замечательного православного просветителя архимандрита Арсения, настоятеля кремлевского Чудова монастыря. "Записки" Голицына отличаются обилием интересных сведений о церковной жизни России второй половины XIX - начала XX века.
Александр Михайлович остался холостяком.
www.pravoslavie.ru


Орлов Пимен Никитович (1812-1865). Портрет князей Голицыных в Риме. Изображены сыновья князя М.Ф. Голицына Иван (1835-1896), Александр (1838-1919) и Михаил (1840-1918). Италия, Рим, 1945



Винтерхальтер Франц Ксавьер (1803-1873). Портрет неизвестного мальчика из семьи князей Гагариных (Одоевских?). Франция, Париж, 1858


На выставке всего несколько семейных портретов, один их них написан Фёдором Антоновичем Моллером. Он был сыном морского министра и готовился к военно-морской карьере. Офицер, воспитанник Морского кадетского корпуса, он посещал занятия в Академии художеств, где вскоре стал любимым учеником Карла Брюллова. Для совершенствования своего художественного мастерства он уезжает в Италию, там особенно сближается с Гоголем и пишет его портреты. Вернувшись, создает картины на библейские и исторические сюжеты для Большого Кремлевского дворца в Москве, Исаакиевского собора в Петербурге. Преподавал, был академиком и профессором Императорской академии художеств.


Моллер Федор (Отто Фридрих Теодор) Антонович. (1812, Кронштадт – 1874, Петербург). Семейный портрет графов Чернышевых-Кругликовых. Италия, Рим. Около 1847 г. Куплен в 1961г. у В.В. Черткова, сына В.Г. Черткова, друга Л.Н. Толстого.

На семейном портрете изображены супруги - полковник в отставке, участник войны с Наполеоном, камергер, тайный советник, шталмейстер Двора, родоначальник рода графов Чернышевых-Кругликовых Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов; его жена - сестра декабриста З.Г. Чернышева графиня Софья Григорьевна Чернышева; их дочери-близнецы - графини Елизавета Ивановна, в замужестве Черткова, и Александра Ивановна, в замужестве Пашкова; их сыновья - графы Ипполит Иванович и Евгений Иванович.
Семейный портрет графов Чернышевых-Кругликовых по смыслу представляет семейный алтарь - вскоре супруги Чернышевы-Кругликовы ушли из жизни, а портрет сохранился в семье Чертковых до поступления в музей.


Моллер Федор (Отто Фридрих Теодор) Антонович. (1812, Кронштадт – 1874, Петербург). Семейный портрет графов Чернышевых-Кругликовых. Италия, Рим. Фрагмент


И ещё один семейный портрет - князей Чернышевых-Барятинских. В первой половине XIX века в великосветском обиходе присутствовал феномен англомании. В аристократической среде в качестве модели для подражания был избран британский стиль и образ жизни, отодвинув ранее преобладавший французский. Становится модным заказывать портреты британским художникам.
Среди художников-викторианцев, получавших заказы русской аристократии на семейные портреты, был оригинальный и умелый стилизатор Генри Эндрюс, который специализировался на создании жанровых сцен, картин на охотничьи сюжеты в духе Антуана Ватто, а также получил известность как автор группового портрета королевского семейства – королевы Виктории и принца Альберта с детьми. О его пребывании в России ничего не известно. Вероятными русскими заказчиками портретов были представители двух известных англоманских семейств - светлейший князь Александр Иванович Чернышев или князь Владимир Иванович Барятинский, о чем свидетельствует событийная канва и бытование портретов.
На картине изображен редкий для аристократического портрета сюжет - помолвка двадцатилетней Елизаветы Александровны Чернышевой и бывшего адъютанта светлейшего князя А.И. Чернышева Владимира Барятинского (свадьба состоялась 11 октября 1846 года). Эндрюс придал церемонии не только куртуазный, но и поэтический характер в духе чувствительных английских романов. Не будучи в России и не имея возможности видеть своих персонажей, он использовал в качестве образцов их портреты, выполненные в графической технике - гравюре или миниатюре. Пространство гостиной, в которой изображены участники события, не более чем декорация, где художник эскизно обозначил лишь детали - высокие окна с тяжелыми портьерами, междуоконное зеркало, напольные канделябры, цветочные букеты и комнатные растения в вазах. Здесь есть и компактное пианино английского производства, бытовавшее в дворянских интерьерах николаевского времени.

Эндрюс Генри (?-1868). Семейный портрет светлейших князей Чернышевых-Барятинских. Великобритания, 1846
Изображена помолвка светлейшей княжны Елизаветы Александровны Чернышевой (1826-1902) и бывшего адъютанта светлейшего князя Александра Ивановича Чернышева (1786-1857) князя Владимира Ивановича Барятинского (1817-1875), впоследствии обер-шталмейстера высочайшего двора (1866), генерал-лейтенанта. Поступил в 1924 г. из Государственного музейного фонда


Следующий портрет князей Шаховских-Голынских поступил в коллекцию Исторического музея в 1961 году из Библиотеки им. В.Л. Ленина, ранее находился в Московском публичном и Румянцевском музеях, до этого - в имении Шаховских Белая Колпь Волоколамского уезда Московской губернии.
Изображены (слева направо): Михаил Казимирович Голынский (1775-1830), его жена Мария Михайловна Голынская (1790-1849), урождённая  княжна Шаховская, княжна Марфа Михайловна Шаховская (1799-1885), в замужестве Муравьёва (стоит), Иван Михайлович Голынский (1826-1899), княгиня Елизавета Сергеевна Шаховская (1799-1831), урождённая графиня Головина (с письмом), княжна Клеопатра Михайловна Шаховская (1809-1833) и Елизавета Михайловна Давыдова (1797-1877), урожденная княжна Шаховская (стоят), княжна Александра Михайловна Шаховская (1806-1864), в замужестве Лукаш (в кресле), на первом плане Елизавета Михайловна, Прасковья Михайловна (1822-1902) и Матильда Михайловна Голынские.


Тулов Фёдор Андреевич (1792-1855). Портрет князей Шаховских-Голынских. Российская империя, Москва (?). Около 1829.

Голынские - старинный литовский дворянский род; первым историческим их предком был Семен Голынский, владелец (1601 г.) имения Голыни в Новогрудском воеводстве. Шаховские - русский княжеский род, происходящий от Рюрика в XVII колене. Родоначальник его - Константин Глебович, князь Ярославский, по прозвищу Шах, бывший воеводой в Нижнем Новгороде (1482).
















LinkReply