
"Сестра художницы Эдма, сидящая в парке", 1864. Акварель, Национальная галерея искусств (Вашингтон).
В двадцатом веке Моризо подзабыли, её считали второстепенным художником, а не одним из лидеров импрессионизма, хотя Берта участвовала в семи из восьми выставик импрессионистов (пропустив одну из-за беременности), а последнюю выставку 1886 года вообще организовывала сама. Любопытная статистика: с 1987 года в северной Америке прошли более сорока выставок Моне, 34 выставки Дега, 21 выставка Ренуара. И вот сейчас идёт первая за сорок лет большая выставка Моризо, я ухватил её в Далласе.
Новый интерес к Моризо в последние годы идёт на волне феминизма, мол, первая женщина импрессионист, у музеев появляются идеи дать дорогу женщинам, меньшинствам и тому подобное. Этот подход меня злит не меньше, чем предыдущий, Моризо не нужно делать скидок, и ей не требуется положительная дискриминация. Её творчество гораздо выше той планки, у который мы говорим, мол, неплохой художник, не первый класс, конечно, но всё-таки женщина, давайте покажем зрителям. Её стиль (как ранний, так и поздний) легко узнаваем, она сотворила свой особый мир. С другой стороны, тематика работ Моризо действительно связана с тем, что она женщина. Про это стоит рассказать подробнее, а пока только несколько картин, на которых изображены её муж с дочкой. Вы часто видели папу с дочкой в живописи?

Eugène Manet and His Daughter in the Garden, 1883. Private Collection.

Berthe Morisot, The Lesson in the Garden (La leçon dans le jardin), 1886. Denver Art Museum