Женя (jenya444) wrote in classic_art_ru,
Женя
jenya444
classic_art_ru

Categories:

Выставка Мане в чикагском музее искусств

Выставка Мане в музее искусств города Чикаго оказалась лучше, чем я слышал от знакомых, но хуже, чем могла бы быть. Она посвящена позднему Мане, это конец 70х-начало 80х годов. В этот период Мане увлёкся рисованием пастелью (прекрасные портреты) и некими декоративными работами. Скажем, вослед Моризо он написал два женских портрета с названиями "Весна" и "Осень" (у Моризо на пару лет раньше были женские портреты "Лето" и "Зима"). В одном из залов можно было сравнить ту же девушку, написанную в декоративном стиле (эта известная картина помещена на все постеры выставки) и два её "психологических" портрета пастелью, - сравнение явно не в пользу более известной работы. В предпоследнем зале кроме портретов милых девушек выставлены многочисленные элегантные письма Мане к своим моделям, листочки бумаги украшены разными фруктами, типа "дарю Изабель сливу мирабель". Кстати, портрет Изабель Лемонье в муфте (из Далласа) украшал выставку, так что я им восхищаюсь уже второй раз за этот год. Наконец, последний зал посвящён последнему увлечению уже сильно больного художника, - цветы в графинах. Возможно в эти месяцы он уже не мог принимать у себя гостей и работать (много сеансов) над портретами. Не знаю, можно ли разглядеть на фотографиях и репродукциях эту кристальную чистоту ваз, эти отблески солнечного света, эти строгие, но полные жизни натюрморты. Под катом - большой отчёт.

Manet_Chicago25


Manet_Chicago1

Двадцать минут от вокзала шли не спеша, ливануло на последнем светофоре перед музеем.

Manet_Chicago2

"Nude Arranging her Hair", 1878/1879, Частная коллекция. После смерти Мане эту работу приобрела Берта Моризо. Они вместе разрабатывали тему женского туалета.

Manet_Chicago3

"Plum Brandy", 1877, Национальная Галерея (Вашингтон). Моделью послужила актриса Элен Андре, за пару лет до этого она пила абсент на картине Дега.

Manet_Chicago4

"Portrait of Julien de la Rochenoire", 1882, Музей Гетти (Лос Анжелес). Картина была приобретена музеем в 2014 году, а за три года до этого они купили Madame Brunet (эту работу я видел живьём).

Manet_Chicago5

Woman with a Cat (Портрет Мадам Мане), 1880, Тейт (Лондон). В этой незаконченной (как пишут) работе неожиданно чувствуется влияние Моризо. Мане ни разу не выставлял портреты своей жены. И вообще рисовал её доброжелательно и с любовью, это вам не Сезанн.

Manet_Chicago6

Ещё один портрет жены, 1876/1879, Национальная Галерея Осло. Сюзанна дорожила этой работой, но вынуждена была продать её из-за тяжёлого материального положения в 1895. За шесть тысяч франков, между прочим. Самая дорогая работа на первой выставке импрессионистов стоила 250 франков. Эх, с моими миллионами да в 1874 год.

Manet_Chicago7

"Woman Reading", 1880/1882, Институт искусств Чикаго. Дама вроде как и в помещении (попивает пивка), а вроде как и в саду с красивыми красными цветами. Этот сад виден и на другой картине, "The Watering Can", 1880 (Частная коллекция)

Manet_Chicago8

"The Promenade, Madame Gamby", 1880/1881, Музей изобразительных искусств Фудзи, Токио. На том же фоне нарисована и эта девушка, а между тем картина написана в парижской студии. Дурят нашего брата. В 1887 мадмуазель Гамби выйдет замуж за брата Берты Моризо. Кто же вот эта Алиса пока неясно.



Уже в этой работе видна некая декоративность, как будто модели являются частью натюрморта, эдакий красиво придуманный букет. "In the Conservatory";, 1878/1879, Alte Nationalgalerie (Staatliche Museen), Берлин. Эта декоративность продолжается в работе "Весна" (1882); весну олицетворяет актриса Жанна Демарси (именно она на всех постерах выставки, см. первую фотографию). Картина была продана на аукционе в 2014 году за 65 миллионов и тоже оказалась в музее Гетти.



В том же зале есть ещё два портрета Жанны Демарси пастелью, по-моему, совершенно очаровательных.



Girl in a summer hat (Jeanne Demarsy), 1881, Частная коллекция. (Ещё одна Жанна в шляпке висит в Японии).



"Young woman in a capelet", 1881, Лионский музей изобразительных искусств. (С другим освещением и у умеющего фотографировать человека картина может выглядеть так).

Manet_Chicago13

Помните Шарлотту с мужем в парке, четыре картины тому назад? Вот её портрет пастелью, " Portrait of Madame Jules Guillemet", 1880, художественный музей Сант-Луиса. Говорят, одна из любимых моделей последних лет, вон, недавно на аукционе какую красотку продавали. Одно из писем к Шарлотте показано на выставке, июль 1880. Как там говорила Гвидо хозяйка гостиницы про его любовницу -  "Элеганте!!!" и так рукой махала по-итальянски.

Manet_Chicago14a

Месье Брён прибыл в Чикаго из частной коллекции, а его двойник из Токио не доехал. Единственное, что мы знаем про этого достойнейшего господина это то, что он был приятелем певицы Эмили Амбр. А уж про певицу Эмили Амбр мы знаем немало, местные старожилы ещё помнят, как она пела арии из "Кармен" в Детройте в 1880 или 1881 году (Мане и Бизе). Месье Брёна продали на аукционе лет восемь назад, а прелесть аукционов состоит в том, что нынче у них можно украсть картины в хорошем разрешении. Но на всякий случай покажу и мой размазанный вариант, импрессионизм у нас или не импрессионизм.

Manet_Chicago15

Portrait of Monsieur Brun, 1879/1880, Частная коллекция. На фотографии с аукциона краски очень яркие, видимо, какое-то специальное освещение.


Manet_Chicago15a

А вот и двойник

Manet_Chicago15b

Только и тут на сходстве черт
нас не лови, молчи, эксперт.
Это не я, пускай похож.
Ты, академик, врешь.

Portrait of Émilie Ambre as Carmen, 1880, Художественный музей Филадельфии

Manet_Chicago16

Испанскими темами Мане болел все шестидесятые годы. На всемирной выставке в Париже 67 года Мане построил неофициальный павильон на отшибе, к нему зашёл Курбе и, смеясь, восклицал: "Сколько испанцев, сколько испанцев!" Это последний отголосок. Вот Эмили в роли Аиды. Не так часто певицы поют роли как сопрано (Аида), так и меццо-сопрано (Кармен).

Emilie_Ambre_as_Aida

"То не горе, что тяжёл исход. Беда, что предсказуем". В последнем зале выставлены цветы в вазах, написанные в последний год жизни. Тут lilac2012 показывала репродукции Мане в прекрасном разрешении (всем рекомендую), её последний двадцать первый пост (вы цените мою умеренность?) был как раз с цветами. Покажу несколько с выставки.

Manet_Chicago17

Manet_Chicago19

Manet_Chicago20

Manet_Chicago21

Manet_Chicago22

Manet_Chicago23

Не хочется заканчивать на трагической ноте, пусть будет опять Изабель в муфте

Manet_Chicago24
Tags: Мане, Моризо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment