a_i_z (a_i_z) wrote in classic_art_ru,
a_i_z
a_i_z
classic_art_ru

Categories:

О пользе гидов

Кафедральный собор св. Марии в Толедо огромен.
Много в нём капелл, скульптур, гробниц...
Словом, смотреть - не пересмотреть, поэтому нужно, чтобы вёл тебя по нему человек знающий и уж тем более,
когда в запасе чуть более часа.

Тут без гида не обойтись, даже если обычно привык быть сам по себе турист.
Наш гид, понимая, что объять необъятное нельзя,
мастерски лавировал с группой из человек 16 (русских-нас двое) по самым значимым местам храма.
Без него мы бы ризницу с «первым селфи конца 17 века» запросто могли проскочить...



Ризница была построена в конце 16 века, в ней несколько комнат, которые сейчас превращены в музей,
где запросто висят оригиналы. Они же - шедевры.




- Вот ещё и поэтому Толедский собор уникален:
не в каждом храме есть картинная галерея с Тицианом, Эль Греко, Ван Дейком.. - сказал наш гид, приведя нас в ризницу.

А перед этим он (иронически) протестировал свою «паству»:
- Кто-нибудь может сказать, как звали Эль Греко?
- Доменикос Теотокопулос - в ту же секунду, без запинки и с ударениями там, где надо, откликнулся невысокий мужчина лет 40,
откуда он был - непонятно, с гидом общался на английском (полгруппы слушали на испанском).
Тут даже сам тестируемый выпал в осадок, не говоря уж обо всех остальных.
Да, Эль Греко - это псевдоним. Конечно, это все знали, но чтоб вот так - с ходу выдать...

Вот этот самый Доменикос Теотокопулос, «Совлечение одежд с Христа» (1577-1579),
картина была заказана мастеру специально для ризницы, где она и по сей день.



Эль Греко в то время дружил с сыном декана Толедского собора, вот, благодаря этой дружбе и получил заказ.
Работа была сделана.

Но получил художник за неё (по суду!) 350 дукатов, в то время как сам оценивал в 950 дукатов.
Соборное духовенство возражало против появления на картине трёх Марий,
так как в канонических Евангелиях нет упоминаний об их присутствии при этой сцене.
Кроме того, большое недовольство вызвал тот факт, что головы истязателей - выше головы Христа.
Это тоже использовали, чтобы меньше заплатить.







Словом, ушлые служители культа и шедевр на все времена заполучили, и денег почти в 3 раза меньше заплатили...

Селфи на потолке

В 1692 году король испанский Карл II пригласил в Испанию из Италии Луку Джордано (1634-1705),
которого за быстроту, с которой он работал, прозвали Лука Фа-Престо (быстрый).

Лука Джордано пробыл в Испании до начала 1699 года,
последние два года с 1697-1698 он расписывал потолок центрального зала ризницы фреской
«Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу»:








Про «первое селфи конца 17 века» остроумно заметил наш гид, указывая на автопортрет,
который сделал Лука Джордано в последнем окне с левой стороны потолка:




Теперь смотрим на потолок, видите, к Пресвятой Деве тянется луч из середины неба – там, где облачко?
Видите буквы в этом облачке, можете прочесть? (это всё гид спрашивает, не я)








Буквы видим, прочесть можем, выворачивая шею, какое-то LULU...



Оказалось — не упоминай имя Господа всуе — условное начертание непроизносимого четырёхбуквенного имени.
«Яхве», «(Он) будет», «(Он) жив».

Я потом в интернете нашла יהוה
Называется это условное начертание тетраграмматон
(здесь плохо передалось, в wiki можно глянуть, как написано - идеально совпадает с Лукой)
יהוה - вот что написал, если вглядеться, Лука Джордано.

И тут наш вожатый распрощался с нами.
Хотел он, чтобы мы под занавес прокричали хором Доменикос Теотокопулос,
куда там, Доменикос ещё куда ни шло, а дальше – Теотоко... Теокопото...

       Фото В. Златомрежев
Tags: Эль Греко
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments