a_i_z (a_i_z) wrote in classic_art_ru,
a_i_z
a_i_z
classic_art_ru

Categories:

Левитан и Плёс, продолжение

Продолжение поста Плыл по Волге художник Левитан

      

        
Итак, скульптурный Левитан стоит за мольбертом и пишет картину, на которой видны неясные очертания чего-то знакомого.



Для тех, кто не догадался с первого раза, у церковной ограды висит большой экран с подсказкой:






И ещё вот такой плакат в красивой рамочке. С сообщением, что художник использовал этюд со здешней деревянной церковью
при работе над самой известной картиной "Над вечным покоем":

      

Иными словами "Над вечным покоем" Левитан писал в 1894 году на озере Удомля под Вышним Волочком,
а церковь изобразил не тамошнюю, а так полюбившуюся ему плёсскую деревянную Петропавловскую церковь.
Об этом свидетельствовала С.П. Кувшинникова – "церковь в натуре была другая, некрасивая, и Левитан заменил её уютной церквушкой из Плёса"

Над вечным покоем, 1894 год:


Фрагмент с церковью:


Любопытно, что сообщение в красивой рамочке написано с ошибкой:
Софья Петровна значится как Кувшинова, а не Кувшинникова.
Написали и, не прочитав-не проверив, повесили...
Там на месте на это как-то внимания не обращаешь, только потом - когда рассматриваешь всё отснятое с чувством, с толком.

Так что "Над вечным покоем" и плёсская церковь на горе Левитана навеки связаны.






Жили тут художники на этюдах и в сезон 1889 года.
В этот их приезд художников уже не воспринимали так настороженно, как в первый – когда их приезд вызвал массу вопросов.
Кто такие? Зачем рисуют? На базаре о них сообщались последние новости – куда ходили, что делали, что ели, как одеты...
А обсудить было что. Красавец Левитан в пышном белом жабо мог вдруг зайти в переполненную чайную с бородатыми купцами-староверами,
а Софья Петровна Кувшинникова ходила с мужчинами на охоту... в мужских брюках и лёгких сапогах.
Даже огромные белые зонты на этюдах вызывали удивление.

Вот Левитан и Кувшинникова на этюдах, картина А.С. Степанова, правда, 1887 года, но в Плёсе всё было так же.
(нынешнее интернет-поколение сказало бы – сидят с ноутбуками)

      

Лето в Плёсе 1888 года знаменито ещё тем, что Левитан, редко писавший портреты, написал портрет Софьи Петровны:

      

И их спутник А.С. Степанов, который, говорят, неравнодушен был к Кувшинниковой,
тоже написал портрет этой незаурядной женщины:

      

Ну а Чехов опубликовал в начале 1892 года рассказ Попрыгунья, где, как он ни старался изменить внешность, возраст
и детали биографии героев, все узнали Левитана, Софью Петровну и её мужа – Дмитрия Павловича Кувшинникова.

Дмитрий Павлович Кувшинников был полицейским врачом - "общим любимцем, благодетелем хитровской рвани.. нарочно избравшего себе
этот участок, чтобы служить бедноте" (из. восп. Гиляровского)

Вот Дмитрий Павлович (охотник слева) на картине Перова "Охотники на привале" 1871 год:




Непонятно, что стало причиной такой злости Чехова к Кувшинниковой?
Почему он создал настолько карикатурный её образ?
Ведь Чехов не мог не видеть, что это не просто пошлый адюльтер – целых 8 лет длились отношения Левитана и Софьи Петровны,
для короткой жизни Левитана (умер в 40 лет) это немало...

Ведь он знал, что Кувшинникова не пустая охотница за знаменитостями, а сама талантливая художница:
в 1888 году она, как и Левитан, написала картину "Внутренность древней церкви" (той самой, сгоревшей Петропавловской)
и Третьяков приобрёл эту картину для галереи (!) ( сейчас она в запасниках)

Москва заговорила, что Чехов написал пасквиль на московскую богему.
Левитан не разговаривал с Чеховым три года, помирившись только уже после 1894 года, когда, увлекшись другой женщиной,
он прекратил с Софьей Петровной отношения.

Софья Петровна Кувшинникова так и не простила Чехова, а может, просто не успела.
В 1900 году умер Левитан, через год в 1901-м - её муж Дмитрий Кувшинников, а потом и Чехов - в 1904 году.
Сама она умерла, сгорев за три дня, в 1907 году, выхаживая знакомую девочку от дифтерита и заразившись от неё...

Левитан, Вечер на Волге:



Современность:






А про "Даму на скамейке" расскажу в следующем посте.

Бюст Левитана (первый снимок) в Плёсе на гранитном постамете установлен в 1972 году около дома-музея художника.
Автор - ивановский скульптор Дыдыкин.

Про Даму на скамейке - ТУТ

Иллюстрации картин из свободного доступа
       Фото В. Златомрежев
Subscribe

  • Пикассо, голубой период

    24 июня 1901 года в Париже состоялась первая крупная выставка Пикассо. Художнику ещё не было 20 лет, а на выставке было показано чуть ли не 75 его…

  • Картины в винном погребе

    В андалусийском городе Херес-де-ла-Фронтера есть винный погреб Bodegas Tradición, где производят белое креплёное вино херес (шерри) и рядом с…

  • Пименов, "Кусок стекла" (1966)

    “Девушка со стеклом, она попалась мне на улице года два тому назад, и эти два года среди других дел я ходил с памятью об этой девушке по улицам…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Пикассо, голубой период

    24 июня 1901 года в Париже состоялась первая крупная выставка Пикассо. Художнику ещё не было 20 лет, а на выставке было показано чуть ли не 75 его…

  • Картины в винном погребе

    В андалусийском городе Херес-де-ла-Фронтера есть винный погреб Bodegas Tradición, где производят белое креплёное вино херес (шерри) и рядом с…

  • Пименов, "Кусок стекла" (1966)

    “Девушка со стеклом, она попалась мне на улице года два тому назад, и эти два года среди других дел я ходил с памятью об этой девушке по улицам…