a_i_z (a_i_z) wrote in classic_art_ru,
a_i_z
a_i_z
classic_art_ru

Category:

Дама на скамейке

-
Заканчиваю тему Левитан и Плёс, начало было Тут

     

В 2010 году в Плёсе на набережной появился памятник "Дачница".
Сначала Левитан со спутниками открыли Плёс в 1888 году своим собратьям-художникам,
а потом Плёс полюбился не только богеме, его облюбовали для летнего отдыха городские жители - дачники.
Но скульптура "Дачница" на набережной не стала собирательным образом всех дачниц, здесь обитавших.
"Дачнице" сразу стали искать прототип.
         
А поскольку Софья Петровна Кувшинникова – самая известная из всех приезжавших сюда женщин,
то легкомысленные путеводители быстренько сделали прототипом именно её.



Однако, между этой молодой женщиной на скамейке и Кувшинниковой мало сходства.
Во-первых, Софье Петровне было уже 40 с хвостиком, чего не скажешь о даме на скамейке,
во-вторых, в ней совсем не чувствуется её мощный характер.
Как он чувствуется, например, на портрете Кувшинниковой в красном от А.С. Степанова – см. пост Левитан и Плёс, продолжение



Между тем, в Плёсе тех годов была ещё одна женщина, чья судьба оказалась тесно связанной с Левитаном и Софьей Петровной.
Это Анна Александровна Грошева.
Молодая красивая женщина, жена местного купца-старообрядца, недавно переселившегося в Плёс.
Муж молодой, предприимчивый, торговля хорошо шла, и достаток в доме тоже был хороший.
Но хозяйкой в доме была мать мужа – свекровь...

Словом, чистой воды «Гроза» Островского, хоть и прошло с тех пор, когда Катерина – в Волгу - почти 30 лет.
Но Анна Грошева пошла другим путём, вернее, поплыла на пароходе.
Сбежав и от мужа с его вечными счетами в лавке и главное, от ненавистной свекрови.
Решающую роль в этом побеге сыграло знакомство с Софьей Петровной и Левитаном.

Слово Софье Петровне.
"Судьбе угодно было впутать нас в семейную драму одной симпатичной женщины-старообрядки.
Мятущаяся ее душа изнывала под гнетом тяжелой семейной жизни, и, случайно познакомившись с нами,
она нашла в нас отклик многому из того, что бродило в ее душе.

Невольно мы очень сдружились, и, когда у этой женщины созрело решение уйти из семьи,
нам пришлось целыми часами обсуждать с ней разные подробности, как это сделать.
Видеться приходилось тайком по вечерам, и вот, бывало я брожу с нею в подгородной рощице,
а Левитан стережет нас на пригорке и в то же время любуется тихой зарей, догорающей над городком.
Здесь подметил он и мотив «Золотого Плёса», который потом каждое утро стал писать,
пополняя запас впечатлений своими наблюдениями вечером".



Как сложилась судьба Анны Александровны Грошевой в Москве, доподлинно неизвестно.
По слухам, она поступала в театр, но ненадолго.
Кто-то сообщал в городе, что пошла она по кривой дорожке,
ну, смотря что считать кривой дорожкой, наверняка, в среде староверов театр – дорожка кривее некуда...

В музее Художественного театра хранится «Женский портрет», приблизительно начала 1890-х годов, написанный углем.



Приписывался Левитану, хоть и написан совсем не в свойственной ему манере.
Но, поскольку так и не удалось установить, кто на портрете, авторство Левитана больше ему не приписывается.

А народная молва сразу соединила этот портрет и Анну Грошеву.
Особенно после выхода в свет романа "Развиватели", автор Георгий Тихонович Полилов (Северцев-Полилов).
Развиватели – это Левитан и Софья Петровна, хоть и под другими фамилиями;
если очень коротко - это они смутили девичий покой и она сбежала от мужа.

Опубликован был роман после смерти Левитана, посвящён Чехову,
там совершенно очевидно, что прототипом художницы Хрустальниковой стала Софья Петровна.
И в ней (в Хрустальниковой) очень много схожего с чеховской попрыгуньей...
Вот в этом романе много всего наплетено, в том числе, что Левитан писал портрет Анны Грошевой - целых два.
Заканчиваю. А то история скульптурной "Дачницы" превращается у меня в какую-то сагу...
Женский портрет – из Сети
    Фото «Дачницы» В. Златомрежев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments