a_i_z (a_i_z) wrote in classic_art_ru,
a_i_z
a_i_z
classic_art_ru

Category:

Про Саломею и её вклад в изобразительное искусство...

Вчера был день рождения Богородицы, а сегодня вспоминают её родителей, правоверных Иоакима и Анну.
Про самую главную бабушку был у меня пост   Главная бабушка.  Анна

Ещё сегодня поздравляют молодых матерей и чествуют повивальных бабок, по-нашему - акушерок.
И конечно, если есть история Рождества Христова, то она не будет полной без Саломеи.
Саломея. Так звали повитуху, которая присутствовала при рождении Христа.
И которая не поверила, что Дева могла родить младенца и у неё от её неверия отсохла рука...

       
       
Согласно двум апокрифам "Протоевангелие Иакова" и "Евангелие от псевдо-Матфея" повитух было две: Гелома и Саломея.
Их привёл Иосиф Обручник к пещере, где была Мария, однако ни одна при родах непосредственно не присутствовала.
Рождение Иисуса Христа произошло до их прихода.

Саломея встретила подругу (Гелому) на выходе из пещеры и услышала от неё, что младенец-мальчик уже родился и что при этом -
"засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей"
На что Саломея отвечала – "Пока не протяну пальца своего и не проверю девства её, не поверю, что дева родила".
Получив разрешение, Саломея прикоснулась к Богородице и... тотчас рука её иссохла.
"Горе моему неверию, - вскричала тогда Саломея, - ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне"...
После её покаянной молитвы Господь велел Саломее прикоснуться к пеленам Христа и она исцелилась...

А образ Саломеи прочно занял своё место в изобразительном искусстве.

Вот Сцена рождения Иисуса (в нижней части – Иосиф Обручник и Саломея) из Вышебродского алтаря
(Вышебродский монастырь - на юге Чехии,; ныне картина в Национальной галерее в Праге),
автор - неизвестный художник из Праги, работавший в 1340- 1350-х годах:





       Мозаика "Купание Христа" в Дафни, Греция, ок. 1100 года:
       



"Саломея помогает Богородице пеленать Христа", Джотто, 1266 год:



Интересно, вживую тоже так смотрится или такая цветопередача только в иллюстрациях,
но иконы все какие-то в багровых тонах, наверное, живописцы стремились таким образом отразить "свет сияющий так, что вынести невозможно..."

Вот Саломея и Гелома, 1405 год, фрагмент иконы Андрея Рублёва:




Саломея и Гелома. Псковская школа икон:




Саломея и рабыня, купающие младенца Иисуса, 15 век, фрагмент псковской иконы:

Все иллюстрации из свободных источников
Subscribe

  • Н.А. Лаков "Узбекский танец"

    Художник Н.А. Лаков "Узбекский танец" Николай Андреевич Лаков (05.05.1894,Москва - 28.02.1970, Москва), советский художник. Открытое письмо 1950…

  • Художник - оформитель : Ю.Левиновский

    О чем рассказала марка. Марка СССР 1969 год, октябрь. 52-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции Художник: Ю.Левиновский Юрий…

  • Художник И.Я. Дергилёв и открытки

    Дергилёв, Иван Яковлевич , 20 августа 1926, Большая Глушица Самарской губернии - 8 апреля 1997, Москва. Советский художник, график, автор множества…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments