И, конечно, этот сюжет христианской истории нашёл своё отражение в искусстве.

Вот, например, во Франции на берегу озера Анси есть церковь 17 века, много чего пережившая на своём веку – и пожары, и разграбления, и обветшание.
Церковь эта Eglise St. Maurice носит имя святого Морица (Мориса), по-нашему - Маврикия.
Товарищ Маврикий с 12 века является покровителем рыцарей, а Франция от отсутствия рыцарей в те поры не страдала.

Внутри храма есть два любопытных горельефа 15-го века из тонированного дерева, а по виду (и если коснуться) словно из металла.
Художник неизвестный.
Эти горельефы были перенесены в церковь из окрестных монастырей, которые были разграблены и разрушены во время французской революции.
Это апостол Варфоломей, на ленте надпись Bartholom. Apost.
А во фригийском колпаке он же, наверное, дань его апостольским проповедям в Сирии и в Малой Азии (область Фригия).

А это Успение Богородицы, тоже 15 век.
Экспрессивная картина, столько эмоций у прощающихся с Марией...
Мне по выразительности изображения каждого из 12-ти присутствующих картина даже напомнила "Тайную Вечерю" от Леонардо да Винчи:

По апокрифам, к концу земной жизни во время её молитвы на Голгофе в Иерусалиме перед Ней явился архангел Гавриил и сказал,
что она через три дня завершит свой путь земной, чтобы войти во славу небесную.
Мария - по разным апокрифам ей было 63 года (69; 72) спокойно отправилась с этим известием к своему дяде Иосифу Аримафейскому:
c просьбой, чтобы он всё приготовил.
Лишь о том горевала, что 12 главных Учеников, которые в то время проповедовали в разных далёких местах, не успеют с ней проститься...
Успели. Ангелы принесли их на крыльях.
Тут есть один момент, не вполне ясный, мне, например.
На всех картинах пишут: Богородица в окружении 12 апостолов. И здесь – 12.
Апостол Варфоломей здесь единственный, кто выделяется своим алым одеянием: ведь с него потом кожу сдерут за его веру и апостольство...

А в то же время апостол Фома, вечно ничему не верящий и во всём сомневающийся, не успел к погребению Богородицы и прибыл только через три дня.
Пошли с огорчённым Фомой к месту погребения, вход которого был привален огромным камнем, вошли: нет Богородицы.
Поняли, что она вознеслась, потому что явилась им со словами: - Я здесь, я с вами...
А Фоме бросила свой пояс, чтоб точно удостоверился. В Гефсиманском монастыре Марии Магдалины есть мозаика на этот сюжет:
Богородица бросает Фоме пояс
Это из википедии:

Так вот, если принять, что Фомы не было у одра, то кто 12й?
Можно предположить, что по центру - Иосиф Аримафейский, который захотел проводить племянницу.
Уж как-то его мощная фигура выделяется среди других апостолов:



А на самом деле, кто знает, что мыслил себе монах в далёком 15 веке, когда создавал этот свой горельеф - картину...


Фото мои