Максим (1_9_6_3) wrote in classic_art_ru,
Максим
1_9_6_3
classic_art_ru

Category:

Образ художника в «Автопортрете» Карла Брюллова

Photobucket


...«Портрет художника N» – это всегда очищенный взгляд со стороны, деликатный, исполненный пиетета и уважения, идеализирующий творца (и даже мифологизирующий его – вспомним нестеровский портрет скульптора Мухиной), это всегда гимн: даже не столько замечательному собрату по цеху, сколько самому искусству.

Автопортрет более трезв и проницателен. Он требует полного самоанализа и смелости вынести себя и кредо своей творческой индивидуальности на суд зрителя. Не всем художникам это по нраву. Модильяни написал немало портретов своих друзей – художников и поэтов, но единственный автопортрет стоит особняком в его творчестве.

Более того, «Портрет художника N» – это взгляд многоопытного путешественника на другую страну: с уважением к ее языку, традициям, культуре. И все же, это всегда взгляд иностранца. Потому что каждый большой художник говорит на собственном уникальном языке о собственном исключительном мире. И самый полный, проникновенный взгляд может возникнуть только изнутри.

Тициан, Веласкес, Рубенс, Терборх писали автопортреты в особые моменты своего жизненного пути и выражали в них идею творца в центре своего мира. Порой их художественные задачи сближались, но различия мироощущений всякий раз по-своему заостряли композицию и внутреннюю форму.


Photobucket

Диего Веласкес. Автопортрет.1640. Холст, масло, 45х38. Музей изящных искусств, Валенсия



Photobucket

Герард Терборх. Автопортрет. Ок. 1668. Холст, масло, 62,7х43,7. Музей Маурицхейс, Гаага


Автопортреты Веласкеса (1643) и Терборха (ок. 1668) завораживают нас магией артистической силы и таинственной необычностью миров, которые создают художники. Рубенс в автопортрете 1639 года утверждает свой статус крупнейшего живописца Европы. Тициан же не нуждается в подобном утверждении – в автопортрете 1560 года он изображает себя в свободной позе привычного полновластия: перед ним стоят иные проблемы – как удержать искусство и живопись от надвигающихся деградации и хаоса.


Photobucket

Питер Пауль Рубенс. Автопортрет. 1639. Холст, масло, 110х85. Музей истории искусств, Вена



Photobucket

Тициан. Автопортрет. 1550-62. Холст, масло, 96х75. Государственный музей искусств, Берлин



Для Рембрандта, Ван Гога, Сезанна автопортрет вырастает в нечто большее, чем жанр, выдвигаясь в одну из главных тем их живописи. Но как принципиально различны эти темы у каждого из художников! Серия автопортретов позднего Рембрандта становится величайшей в истории исповедью художника, и его, полный горечи взгляд исполнен мужества до конца искать в этом бесконечно далеком от совершенства мире крупицы прекрасного.


Photobucket

Рембрандт. Автопортрет. 1659. Холст, масло, 85х66. Вашингтонская Национальная галерея



Напротив, в автопортретах Ван Гога нет места исповеди, он слишком сосредоточен на чутком улавливании и нервно-аналитическом отражении различных состояний лучшей модели – самого себя, сплавляя самые острые непосредственные впечатления с символической условностью самых активных живописных форм.


Photobucket

Винсент Ван Гог. Автопортрет в соломенной шляпе. 1887. Картон, масло, 41х33. Музей Ван Гога, Амстердам



Но наиболее удаленную дистанцию от повествовательного психологизма в духе позднего Рембрандта мы можем увидеть у Сезанна, чья эстетическая этика, на первый взгляд, кажется лишенной всяческой эмоциональности. Но это не холодная бесстрастность, а служение Живописи, избавление ее от какой бы то ни было литературной вторичности.


Photobucket

Поль Сезанн. Автопортрет. Ок. 1885. Холст, масло, 45x37. ГМИИ им. А.С.Пушкина



Совсем по-другому выстроены автопортреты Гогена, чья живописная программа была до предела насыщена самыми разнообразными импульсами не только из других видов искусства и литературы, но в еще большей степени из мифологии, богоискательства и общей атмосферы бунтарства своей эпохи. В письме к Ван Гогу он пишет о своем автопортрете «Отверженные» (1888):


Photobucket

Поль Гоген. Автопортрет «Отверженные» (с портретом Бернара и посвящением Ван Гогу). 1888. Холст, масло, 45х55. Музей Ван Гога, Амстердам


«Это маска плохо одетого и сильного головореза, подобно Жану Вальжану обладающего своего рода благородством и внутренней добротой. Горячая кровь пульсирует в его лице, а тона пылающего горна, которые окружают глаза, означают раскаленную лаву, кипящую в душе художника. Рисунок глаза и носа, напоминает цветы персидского ковра, подводит к абстрактному и современному искусству. Нежный фон с детскими цветами – обои для девичьей комнаты – сделан для того, чтобы подчеркнуть нашу артистическую девственность. А этот Жан Вальжан, сильный и любящий, но преследуемый обществом и поставленный вне закона, разве он не олицетворяет также образ импрессиониста наших дней? Написав его и придав ему сходство с собой, я посылаю тебе не только свой портрет, но и портрет всех нас, несчастных жертв общества, которые за зло платят добром» (1).

В этих словах с подкупающей прямотой непрекращающейся внутренней рисовки бунтарь Гоген комментирует свою очередную художественную маску. Сам же холст продолжает давнюю европейскую традицию «артистического» автопортрета, в котором всегда (но в разных пропорциях) смешивались художественный вызов и художественная поза: достаточно вспомнить знаменитые автопортреты не менее искушенных артистов – Дюрера (1500) и Ван Дейка (конец 1620-х – начало 1630-х).


Photobucket

Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1500. Дерево, масло, 67х49. Старая Пинакотека, Мюнхен



Photobucket

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. Конец 1620-х - начало 1630-х. Холст, масло, 116,5х99,5. Государственный Эрмитаж



Полностью здесь: http://1-9-6-3.livejournal.com/252481.html
Tags: Брюллов, Ван Гог, Ван Дейк, Веласкес, Гоген, Дюрер, Рембрандт, Рубенс, Сезанн, Тициан, портрет
Subscribe

  • А так как мне бумаги не хватило

    Если хочешь доставить мне очень большую радость, вышли несколько кусков горного мела. В горном меле есть душа и жизнь, тогда как в обычном…

  • Ко дню рождения Ван Гога

    - Одну минуту, мистер Пенкрофт, - сказал журналист. - Это не годится. Вы забыли про десерт. - Спасибо, мистер Спилет, - ответил моряк.- Я иду…

  • Кольмар 2016, Музей Унтерлинден - 1 из 2

    Кольмар, Эльзас, Франция – 22 октября 2016 г. Часть 1 из 2. Colmar, part 1 of 3. Unterlinden Museum. Музей Унтерлинден («Под липой») славится…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments