Женя (jenya444) wrote in classic_art_ru,
Женя
jenya444
classic_art_ru

Category:

Брейгель, "Падение Икара"

У Брейгеля есть известная картина - "Падение Икара" (1558).



Самого Икара на этой картине сразу и не видно. Со временем можно обнаружить голые ноги, торчащие из воды. Судя по всему мужик свалился с огромной высоты прямо сейчас, и уж, наверное, шлепнулся в воду с шумом и воплями. Тем не менее, народ на картине не обращает на него никакого внимания. Люди, животные, - хоть бы кто повернул "головы качан"! Вот так и мы не замечаем важных вещей, происходящих вокруг, полностью погруженные в свою жизнь. А может просто художник показывает, что жизнь продолжает идти своим чередом, пусть хоть каждый день Икары падают?

Эту картину мы обсуждали с приятелями пару месяцев назад. А вот у Гениса я читаю 


другую интерпретацию:

Принято считать, что картина "Падение Икара" - притча о незамеченной трагедии. Непонятый гений, Икар погибает героической смертью, окруженный безразличием тех самых людей, которым он хотел дать крылья. Художник действительно демонстрирует нам, как все НЕ заметили падения Икара. На тонущего героя НЕ смотрят не только люди - пастух, рыбак, моряки и пахарь, но и животные - лошадь, собака, четыре птицы и двадцать овец. Но это еще не значит, что все они не заметили происшествия - оно их просто не заинтересовало. Окружающие не могли не слышать плеска и крика. Однако, неудача свалившегося с неба Икара им не казалась столь важной, чтоб перестать пахать, пастись или поднимать снасти.
Герои Брейгеля игнорируют не только Икара. Они и друг на друга не смотрят. Не только на этой, на всех картинах Брейгеля люди не встречаются взглядом - и на пиру, и в танце, даже пустые глазницы слепых глядят в разные стороны. У них нет ничего общего. В том числе - и общего дела. Брейгелевские персонажи не могут охватить взглядом и тот мир, в котором живут.
Целиком пейзаж способен воспринять только зритель - ему художник всегда дает высшую точку обзора. Наделяя нас птичьим зрением, он позволяет разглядеть сразу все - от былинки до гор, тающих за горизонтом. Лишь зрителю доступен и смысл свершающейся трагедии, которую он не в силах предотвратить. Поместив зрителя над миром, позволив осознать причины и следствия всего происходящего в нем, Брейгель в сущности поставил нас в положение Бога, всемогущество Которого равно лишь Его же беспомощности. Бог не может помочь Икару, ибо исправляя ошибки, Он лишь преумножает их.
Падение Икара у Брейгеля происходит весной. То же солнце, что расплавило воск на крыльях Икара, пробудило природу. Что же делать? Отменить весну, чтобы спасти Икара?
Добро всегда становится злом, когда вмешательство воли или чуда нарушает нормальный ход вещей. Ни мудрость, ни любовь - только безразличие природы способно решить это этическое уравнение.
Икара нельзя спасти. Его провал - не роковая случайность, а трагическая закономерность. Смерть Икара не жертва, а ошибка, не подвиг, а промашка. И сам он не мученик, а неудачник. Изображая жалкую кончину Икара в "холодной зеленой воде", Брейгель взывает не к состраданию, а к смирению. Воля и мужество требуется не для того, чтобы исправить мир, а для того, чтобы удержаться от этой попытки. Помочь, ведь, вообще никому нельзя.

Что бы все это значило, а? 
Tags: Брейгель
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Ренуар и Генриетта Анрио

    Генриетта Анрио (Henriette Henriot, в младенчестве Marie Henriette Alphonsine Grossin) родилась в 1867 году, и, когда она начала позировать Ренуару,…

  • Выставка Писсарро в Базеле

    В музее искусств Базеля (Швейцария) проходит ретроспективная выставка Камиля Писсарро. Фотокоррсепондент канала VernissageTV прошёлся по выставке…

  • Два подарка

    Говорят, когда Бродский получил Нобелевскую премию в 1987 году, то Солженицын, живший тогда в Вермонте, сказал: - Пусть пишет, лишь бы язык не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

Recent Posts from This Community

  • Ренуар и Генриетта Анрио

    Генриетта Анрио (Henriette Henriot, в младенчестве Marie Henriette Alphonsine Grossin) родилась в 1867 году, и, когда она начала позировать Ренуару,…

  • Выставка Писсарро в Базеле

    В музее искусств Базеля (Швейцария) проходит ретроспективная выставка Камиля Писсарро. Фотокоррсепондент канала VernissageTV прошёлся по выставке…

  • Два подарка

    Говорят, когда Бродский получил Нобелевскую премию в 1987 году, то Солженицын, живший тогда в Вермонте, сказал: - Пусть пишет, лишь бы язык не…