Category: музыка

Category was added automatically. Read all entries about "музыка".

osen'

Александр Лабас


http://www.labasfond.ru/about/memories/535.html

Мы с женой Леони уезжали в эвакуацию с так называемым поездом искусств. В вагоне было как в переполненном трамвае, и хотя кроме папки с акварелями у меня в руках ничего не было, продвигаться было очень сложно. С нами в купе оказался человек, показавшийся мне знакомым. Через минуту сомнений не было, это был Шостакович.


Дмитрий Шостакович. Эскиз к портрету. 1979. Б., смеш.техн. Собрание О.Бескиной-Лабас

Collapse )


Александр Лабас в Третьяковской галерее на Крымском валу

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1993464.html
osen'

Портрет Прокофьева

К пятому марта, в оптимистическом ключе. Андрей Кончаловский:

Дед очень ценил Прокофьева. Забавно, но в доме сдер­жанно относились к Шостаковичу. Казалось бы, сейчас обстоит наоборот: Шостакович возведен на пьедестал, Прокофьева считают конъюнктурщиком. Мне кажется, Прокофьев мировой музыкальной критикой недооценен. Когда дед писал портрет Прокофьева, тот сочинял «Мимолетности», подходил к роялю, наигрывал куски. Однажды во время такого музицирования дед сказал:
- Сергей Сергеевич, вот тут бы подольше надо, продлить бы еще...
- В том-то и хитрость. Как раз потому, что вам хочется здесь подольше, я и меняю тональность.
Моя старшая сестра, от маминого первого брака, Катенька, тогда была еще совсем маленькая. Однажды, ког­да дед с Прокофьевым ушли обедать, она подошла к пор­трету и стала его пачкать - внизу, где могла дотянуться. Дед вернулся, увидел пачкотню, махнул рукой и нарисо­вал там, где она нагрязнила, сосновые шишки на земле. Этот портрет Прокофьева очень известен, тем более что живописных его портретов крайне немного. Никто не знает, что у Петра Петровича был соавтор - Катенька.




Кончаловский, 1934, Третьяковская галерея.
osen'

Фаворский - Юдина


Репродукции Фаворского



Квинтет соль минор Шостаковича. Ксилография. 1955.

Отсюда:

Владимир Андреевич Фаворский (1886–1964) – художник и теоретик изобразительного искусства, одна их ключевых фигур для М. В. Юдиной в творческом плане, один из тех, кто всегда ей напоминал о первостепенной значимости в искусстве «обобщения» («синтеза»). В лаконичной форме об этом влиянии на нее Фаворского она высказалась в статье-беседе «Мысли о музыкальном исполнительстве» (запись С. М. Волкова 1970 г.). В плане общефилософском духовные миры Фаворского и Юдиной, двух православных творцов, совпадали, см. об этом в ст.: Трубачев С. Фаворский и музыка: Из воспоминаний о художнике // МЖ. 1990. № 5. С. 23–25. С В. А. Фаворским М. В. Юдина сотрудничала во время подготовки к постановке оперы Танеева «Орестея» (1939 и 1946 г.) – см. об этом в ее воспоминаниях о Б. Л. Яворском. В. А. Фаворский по ее просьбе оформлял сборник песен Шуберта под ее редакций (М.: Музгиз, 1950), см. об этом в воспоминаниях Юдиной «Создание сборника Шуберта». Две гравюры сделаны Фаворским под впечатлением от игры М. В. Юдиной и ее студентов: «М. В. Юдина исполняет Сонату Бетховена № 32» (1956) и «Квинтет соль минор Д. Шостаковича» (1955, изображены студенты класса камерного ансамбля М. В. Юдиной в Институте им. Гнесиных, исполняющих это сочинение). Известен также портретный рисунок Фаворского, изображающий М. В. Юдину (1950-е гг.). С обитателями дома-мастерской Фаворских-Ефимовых в Москве на Новогиреевской ул., дом 7, Мария Вениаминовна хранила пожизненную дружбу. После ее похорон 24 ноября 1970 г. поминки по ней были именно в этом доме.


Collapse )
osen'

Пульчинелла и итальянская сюита

В 1920м Мясин (хореограф в труппе Дягилева) поставил балет "Пульчинелла" на музыку Стравинского в декорациях Пикассо. В том же году труппа осталась без хореографа - Дягилев рассорился с Мясиным, и тот уехал.



Леон Бакст, Портрет Леонида Мясина (1914)

Collapse )
osen'

О пошлости и аксиомах


В свое время я написал пост про авангард, который (пост, а не авангард) вызвал некоторое оживление в нашем сообществе - http://community.livejournal.com/classic_art_ru/11556.html
Теперь я атакован с противоположной стороны (такова горькая судьба всех центристов). Дискуссия началась в музыкальном сообществе с классической фразы в стиле бессмертных Ильфа и Петрова: "Эй вы, херувимы и серафимы! — сказал Остап, вызывая врагов на диспут.— Бога нет!"

Итак: Использование минимализма помогает скрыть отсутствие таланта у композитора

Выкладываю обсуждение (под катом). Иллюстрирую картиной Габриэлы Мюнтер, замечательной художницы и подруги Кандинского (напишу про них отдельно). Или нет - пусть будет сам Кандинский:



"Зеленая улочка в Мурнау". 1909 г.



 

Collapse )

 

osen'

К Элизе

Оригинальная партитура "К Элизе" утрачена, и несколько поколений исследователи пытались разгадать, кто была эта Элиза. Есть даже версии, что произведение должно называться "К Терезе", так как Тереза была обнаружена. Но возможно, Бетховен посвятил эту вещь Элизабет Рекель (1793-1883), певице Венского придворного театра. Элизабет приходилась сестрой известному тенору, Йозефу Августу Рекелю, исполнявшему (например) партию Флорестана в бетховенской опере "Фиделио" в 1806 году в Вене. 16 мая 1813 года на Элизабет Рекель женился композитор и пианист Иоганн Непомуа Гуммель, ученик Моцарта и друг Бетховена. Известно, что Лиза была знакома с Бетховеном, и в 1810 году, когда была написана багатель, посвященная ей, певица и композитор были дружны. Известно также, что незадолго до кончины Бетховена в 1827м году Гуммель с женой навещали его в Вене.

Портреты Элизабет Рекель (Elisabeth Röckel) и Иоганна Гуммеля (Johann Nepomuk Hummel) 1814го года.



Collapse )






osen'

Мурильо

Был я вчера в кливлендском музее. (Ездил по делу срочно - на концерт Михаила Щербакова). В музее оказалось довольно много интересного, я потом покажу. Но на одной картине я увидел знакомую девушку, к сожалению, я не нашел эту картину в большом формате - вот все что есть. Но поверьте мне, девушка там та самая, которая произвела на меня сильнейшее впечатление в Прадо, та, которую Мурильо часто изображал в образе Мадонны. Вот несколько картин:

murillo3

Collapse )